Главное следственное управление следственного комитета России (ГСУ СКР) по Санкт-Петербургу завершило расследование дела экс-депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Глущенко (Хохол), который обвиняется в вымогательстве $10 млн у петербургских бизнесменов — братьев Сергея и Вячеслава Шевченко. Помимо этого, Хохла обвиняют в организации убийства одного из братьев Шевченко и проверяют на причастность к нескольким резонансным преступлениям.
«Авторитетный» бизнесмен Михаил Глущенко был задержан, а потом и арестован в Санкт-Петербурге в июне 2009 года. ГСУ СКР предъявило ему обвинение в вымогательстве у братьев Вячеслава и Сергея Шевченко и последовавшей за этим организации убийств одного из братьев, Вячеслава Шевченко, его делового партнера Юрия Зорина и их переводчицы на Кипре в марте 2005 года. В 2010 году следствие выделило эпизод о вымогательстве в отдельное производство.
Согласно материалам дела, в начале 1990-х годов между братьями Шевченко и Михаилом Глущенко была достигнута договоренность о том, что Хохол будет оказывать им покровительство, получая за это по $50 тыс. ежемесячно. И хотя в 2002 году экс-депутат Госдумы уехал за границу, деньги ему продолжали исправно выплачиваться. Однако летом 2003 года, как полагает следствие, Вячеслав Шевченко отказался от этих выплат. Узнав об этом, согласно материалам дела, Михаил Глущенко потребовал передать ему либо здание отеля «Метрополь», расположенное в историческом центре Санкт-Петербурга, либо выплатить единовременно $10 млн. В случае отказа, как указано в материалах дела, бывший парламентарий угрожал убить Вячеслава Шевченко и его близких. Сам Михаил Глущенко, как заявлял неоднократно его защитник адвокат Юрий Хабаров, настаивал на своей невиновности.
Процедура ознакомления с семью томами уголовного дела, начатая в ноябре 2010 года, изрядно затянулась. Дело в том, что, по словам защитника Хабарова, его клиент по состоянию здоровья не мог изучать собранные следствием доказательства. Тогда в апреле этого года ГСУ СКР, считавшее, что Михаил Глущенко симулирует болезнь, обратилось в суд, требуя ограничить обвиняемого в сроках ознакомления. Это ходатайство было удовлетворено: суд ограничил обвиняемого датой 4 апреля этого года.
Примечательно, что подача этого ходатайства совпала с происшествием, участником которого стал Хохол. В кабинете следователя он стянул из шкафа муляж гранаты Ф-1, заведомо, по словам адвоката, понимая, что имеет дело с ненастоящим боеприпасом. И затем попенял правоохранителям на такое несение ими службы. Юрий Хабаров заявил “Ъ”, что это была якобы акция гражданского протеста его клиента против беспредела следственных органов.
Вчера, как сообщил “Ъ” господин Хабаров, его клиент закончил ознакомление с материалами уголовного дела о вымогательстве, о чем были подписаны соответствующие документы. После утверждения обвинительного заключения в прокуратуре оно поступит в суд. Расследование уголовного дела об организации тройного убийства продолжается.
Следует отметить, что интерес к Михаилу Глущенко проявил и центральный аппарат СКР. Его сотрудники проверяют Михаила Глущенко на причастность к ряду резонансных преступлений, в том числе и убийств. Так, Хохол якобы признался в причастности к убийству в 1999 году гендиректора Балтийской финансово-промышленной группы (БФПГ) Павла Капыша, которого называли нефтяным королем Северо-Запада, и даже попросил заключить с ним досудебное соглашение по этому преступлению.
По неподтвержденным данным, Михаил Глущенко заявил, что заказ на убийство ему сделал «авторитетный» петербургский бизнесмен Владимир Барсуков (Кумарин), уже осужденный на 14 лет тюрьмы за организацию двух рейдерских захватов и легализацию средств, полученных преступным путем. Кроме того, Владимиру Барсукову, напомним, инкриминируется создание тамбовского организованного преступного сообщества, более десятка рейдерских захватов, покушение на убийство фактического владельца Петербургского нефтяного терминала Сергея Васильева и вымогательство. По неофициальным данным, мотивом убийства Павла Капыша стало желание Владимира Барсукова, являвшегося одним из руководителей Петербургской топливной компании, приобрести у гендиректора БФПГ сеть АЗС «Балт-Трейд» и устранить тем самым конкуренцию между двумя компаниями. Однако глава БФПГ от этого предложения отказался.