Арестован ключевой фигурант дела о хищении средств в ходе строительства олимпийских объектов в Сочи — Станислав Хацкевич, экс-глава «Красной Поляны». Ему предъявлено обвинение по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). По оценке экспертов, Хацкевичу и его подельникам — братьям Билаловым может грозить максимальный срок наказания — до 10 лет тюрьмы, учитывая политическую составляющую олимпийского проекта.
Тверской суд Москвы арестовал бывшего гендиректора ОАО «Красная Поляна» Станислава Хацкевича, сообщила в пятницу пресс-секретарь Тверского суда Екатерина Коротова.
«Мероприятия проведены в рамках оперативного сопровождения уголовного дела, находящегося в производстве следственного департамента МВД России, возбужденного по статье «Злоупотребление полномочиями», — заявили в ведомстве.
Хацкевич был вызван в четверг на допрос в следственный департамент МВД в качестве свидетеля по делу. Но по итогам допроса был изменен его процессуальный статус — Хацкевич стал подозреваемым. Его арестовали сначала на двое суток. В пятницу стало известно, что меру пресечения продлили до 9 сентября.
В материалах дела говорится, что Хацкевичу предъявлено обвинение по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Максимальный срок лишения свободы по ней — 10 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет. Кроме того, на виновных может быть наложен штраф до 1 млн рублей или штраф в размере заработной платы или иного дохода в течение трех лет.
Как сообщала ранее «Газета.Ru», следователи выявили противозаконную схему получения дохода при строительстве олимпийских объектов. В июле 2009 года «Красная Поляна» (в то время компанию возглавлял Хацкевич) заключила ряд соглашений с госкорпорацией «Олимпстрой» о финансировании строительства спортивно-туристического комплекса «Горная карусель».
Более 1 млрд рублей, полученных в 2011 году от Сбербанка России по договорам долевого участия в строительстве, «Красная Поляна» разместила под 4—7% годовых на вкладах в Национальном банке развития бизнеса, главой которого был Магомед Билалов, брат экс-главы «Курортов Северного Кавказа» (КСК) Ахмеда Билалова. Одновременно Магомед Билалов являлся акционером «Красной Поляны». Ему принадлежал 41% акций, которые позднее приобрел совладелец группы БИН и президент «Русснефти» Михаил Гуцериев за $20 млн.
Средства, полученные от Сбербанка, не направлялись на строительство олимпийских объектов. «Красная Поляна» заключила с рядом аффилированных с Билаловым структур договоры займа на заведомо невыгодных условиях и получила выданные Сбербанком деньги обратно, но уже под 12,5% годовых.
По версии следствия, доход, полученный в виде процентов от средств, выделенных на строительство олимпийских объектов, составил более 45,5 млн рублей.
Хацкевич считается ключевой фигурой для следствия, поскольку был тесно связан со скандально известными бизнесменами — братьями Билаловыми.
Магомед Билалов находится сейчас в Великобритании, пытается получить там убежище. Он заявил, что не скрывается и готов дать показания на территории посольства России в Великобритании.
Ахмед Билалов также находится под следствием, проживает в Германии. 15 июля ему было заочно предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями. Дело возбуждено по результатам масштабной проверки Генпрокуратуры, Росфиннадзора, МВД и ФСБ, которые выясняли, как Ахмед Билалов, находясь во главе КСК, тратил деньги на создание на Северном Кавказе туристического кластера и санаторно-курортной сферы. По данным следствия, в 2011 году заказчик КСК — ООО «Первая горно-строительная компания», не имея необходимой лицензии, получило за строительные работы, якобы произведенные для компании Ахмеда Билалова, 275 млн рублей.
В интервью «Газете.Ru» Билалов говорил, что «никогда не ставил себе задачу заработать большое количество денег». «Я вообще считаю, что у человека есть столько денег, сколько ему доверяют. Ему доверяют миллиард долларов, — значит, у него есть миллиард долларов кредита доверия. Если ему не доверяют, — значит, ему не доверяют ни миллион долларов, ни 100 тысяч рублей», — подчеркнул он.
Потерпевшими по делу проходят «Красная Поляна», Сбербанк России и ГКСУ «Фонд государственного имущества Краснодарского края».
Уголовное расследование строительства олимпийских объектов стало возможно после разноса, устроенного президентом России Владимиром Путиным
во время инспекции объектов в Сочи в начале февраля 2013 года. Путин выразил недовольство темпами строительства объектов, в частности произошедшей задержкой ввода в эксплуатацию комплекса «Русские горки» и удорожанием проекта с 1,2 млрд рублей до 8 млрд рублей. Эту стройку вела компания «Красная Поляна», контрольный пакет акций которой принадлежал на тот момент Магомеду Билалову. Вице-премьер Дмитрий Козак назвал ответственным за срыв сроков строительства брата Ахмеда Билалова, Магомеда.
В четверг подконтрольное Сбербанку ООО «СВК Холдинг» выкупило 63,01% акций дополнительного выпуска «Красной Поляны» за 13,8 млрд рублей. «Красная Поляна» строит горнолыжный комплекс «Горная карусель» и олимпийские трамплины в Сочи. Бюджет проекта — 70,3 млрд рублей.
«Красная Поляна» в декабре 2012 года обратилась во Внешэкономбанк с просьбой увеличить кредитный лимит на проект «Горная карусель» до 52 млрд с 12 млрд рублей. ВЭБ обусловил предоставление дополнительных кредитных средств участием Сбербанка в докапитализации компании.
На прошлой неделе совет директоров «Красной Поляны» одобрил заключение договора со Сбербанком об открытии невозобновляемой кредитной линии в размере 1,2 млрд рублей.
«Арест Хацкевича не повлиял на условия инвестирования Сбербанком ОАО «Красная Поляна», — пояснили «Газете.Ru» в пресс-службе СБ. В настоящее время участие Сбербанка в капитале ОАО «Красная Поляна» составляет 92,1%.
Судебная практика по доказыванию вины подозреваемых по ст. 201 УК отлажена, сама статья определяет такой состав преступления четко, считает Константин Трапаидзе, председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный». «Однако необходимо понимать, входил ли вопрос распоряжения денежными средствами в компетенцию подозреваемого, могли ли эти денежные средства использоваться немедленно или была необходима их аккумуляция с целью бесперебойного финансирования строительства, находились ли эти деньги все время на депозите или все же с их помощью производилось финансирование, привело ли это к срыву сроков сдачи объекта, и много других факторов», — уточняет эксперт.
В рамках ст. 201 возможны сделка со следствием и возмещение ущерба в ходе следствия, но это не может служить гарантией освобождения от уголовной ответственности в случае, если вина доказана, добавляет Трапаидзе.
«Вероятность признания вины Хацкевича довольно высока. В случае признания его виновным он должен будет возместить ущерб», — говорит Илья Левин, научный сотрудник Института Гумбольдта (Берлин).
У олимпийских объектов есть политическая составляющая, это не рядовая стройка, под угрозу поставлен имидж страны. Эти факторы существенно осложняют позицию подозреваемых и обвиняемых, отмечают эксперты.