В преддверии вынесения приговора основателю группы компаний (ГК) «Новый Поток» Дмитрию Мазурову потерпевшие предъявили к нему иски в новой редакции. При этом наряду с многомиллиардными требованиями Сбербанка в деле появился иск хабаровчанки на 9 млн рублей.
Симоновский суд Москвы 12 декабря огласит приговор основателю группы компаний (ГК) «Новый Поток» Дмитрию Мазурову, обвиненному в хищении кредитов, растрате средств Антипинского НПЗ (Тюменская область), организации нападения на жительницу Хабаровска. Как стало известно Business FM, на заключительной стадии процесса признанный потерпевшим Сбербанк предъявил уточненный иск к подсудимому. Он требует взыскать с бизнесмена около 12 млрд рублей и 100 млн долларов США. Помимо иска завода, который настаивает на выплате Мазуровым 1,7 млрд рублей, в деле появился иск и третьей потерпевшей — эскортницы из Хабаровска Юлии Мильштейн. Она попросит выплатить ей 9 млн рублей компенсации.
Процесс, начавшийся в Симоновском суде Москвы в августе 2021 года, вступил в завершающую стадию в конце ноября 2023 года, когда прокурор потребовал приговорить бизнесмена к 16,5 года колонии строгого режима. Он просил признать Мазурова виновным в мошенничестве в особо крупном размере, растрате (ч. 4 ст. 159 и ч. 4 ст. 160 УК РФ), умышленном причинении тяжкого вреда здоровью (ч. 3 ст. 111 УК РФ).
Для второго подсудимого, бывшего сотрудника МВД Александра Курилова, обвинение запросило 13,5 года колонии. Его прокурор предложил осудить за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 3 ст. 111 УК РФ), побои и умышленное повреждение имущества (ст. 116, ч. 2 ст. 167 УК РФ).
По версии обвинения, будучи владельцем Антипинского НПЗ, Дмитрий Мазуров в июне 2015 года добился заключения со Сбербанком договора об открытии возобновляемой кредитной линии сроком на три года, скрыв сведения о том, что у завода еще есть кредиты в других банках. Получив до 13 ноября 2018 года 705 млн долларов, завод смог вернуть 605 млн долларов, остальные же 100 млн долларов, полагает следствие, были похищены мошенническом путем, как и 11,997 млрд рублей, выданных в качестве кредитов «Сбером».
Эти суммы потерпевший и просит взыскать с подсудимого в иске (текст имеется в распоряжении Business FM).
Следствие полагает, что Мазуров «совместно с неустановленными лицами» вывел в 2013-2018 годах средства Антипинского НПЗ на сумму 1,785 млрд рублей по фиктивным контрактам с рядом индивидуальных предпринимателей.
В ноябре 2015 года он, по версии обвинения, через посредника заказал нападение на снимавшую в Москве квартиру девушку, занимавшуюся оказанием интим-услуг, тем самым пытаясь от нее избавиться.
Последняя приехала на процесс лишь один раз для дачи показаний, а под конец, как стало известно Business FM, подала иск, в котором потребовала взыскать с Мазурова 7 млн рублей, а с Курилова — 2 млн рублей компенсации. Подсудимые вину ни по одному пункту обвинения не признали.
Ранее защита заявляла, что эпизод с нападением на девушку появился лишь в 2020 году, когда истекал предельный годичный срок содержания Мазурова под стражей. Обвинение в особо тяжком преступлении позволило и дальше держать арестованного 15 июля 2019 года бизнесмена в СИЗО.
Запрошенный Мазурову срок его адвокат Тимур Хутов назвал «людоедским», отметив, что из 16,5 года 11 лет обвинение предложило назначить за нападение на женщину, знакомство с которой Мазуров отрицает и которая, по заключению независимых экспертов-психиатров, страдает психическими отклонениями.
Кроме того, предложенное подсудимому наказание, по мнению защитника, идет вразрез с судебной практикой. «Так, экс-министру Открытого правительства Михаилу Абызову прокуратура недавно запросила срок в 19,5 года. При этом ему, помимо целого ряда других статей, вменяется еще и создание преступного сообщества, за которое закон предусматривает до 20 лет заключения. У нашего подзащитного этой статьи нет, но ему попросили всего лишь на три года меньше», — сказал адвокат.
Защита просила оправдать Мазурова, ссылаясь на то, что завод был полностью достроен, а Сбербанк с 2013 по 2018 годы получил возврат кредитов, процентов и комиссий на сумму более 355 млрд рублей против 315 млрд рублей выданных кредитов на строительство предприятия. «Это следует из анализа операционной, инвестиционной и финансовой деятельности завода, которую провела нанятая самим же Сбербанком консалтинговая компания Alvarez & Marsal», — сказал Тимур Хутов.
Он отметил, что в период с 2004 по 2018 годы Мазуров возвел «с нуля» новый современный частный нефтеперерабатывающий завод, сэкономив, согласно имеющимся в деле заключениям, 38 млн долларов США. При этом выплата кредитов, погашение которых было намечено только на 2024-2028 годы, прекратилась после того, как Мазуров был отстранен от управления заводом и покинул должность председателя совета директоров.
Сам Мазуров в последнем слове заявил, что вложил в строительство завода собственные 991 млн долларов США — 586 млн долларов от трейдинговой компании New Stream Trading, 50 млн долларов в уставный капитал завода и 355 млн долларов от своих компаний — и просто не мог украсть у самого себя. Обвинение в растрате он назвал нелогичным.
Что касается имущества крупнейшего независимого нефтеперерабатывающего завода — Антипинского НПЗ, то Арбитражный суд Тюменской области в сентябре 2019 года ввел на заводе процедуру наблюдения по заявлению структуры Сбербанка — ООО «СБК». Тогда «Интерфакс» сообщал, что задолженность предприятия составила 5 млрд долларов, в том числе долг перед Сбербанком — около 3 млрд долларов. Помимо структуры Сбербанка, заявления о вступлении в дело о банкротстве подали еще несколько кредиторов, в том числе МКБ с требованиями в 1,9 млрд рублей.
Уже в декабре 2019 года предприятие признали банкротом и выставили на торги. Его по стартовой цене в 110,8 млрд рублей выкупила компания «Русинвест». Она входит в группу «Русэнергокапитал», которая объединяет активы в сфере ЖКХ и энергосбытовой бизнес в Московской и Костромской областях. В частности, обеспечивает 85% объемов поставок электроэнергии в Костромской области.
Конкурсный управляющий Константин Сичевой в марте 2022 года заявлял, что банкротство Антипинского НПЗ войдет в историю как «самое созидательное». По его словам, в ходе процедуры удалось сохранить единство производственного и имущественного комплекса, а также целостность трудового коллектива компании.
Business FM направила в Сбербанк запрос относительно его позиции по уголовному делу. На момент публикации материала ответ не поступил.