Гуд-бай, бабай!

Источник
Назарбаев меняет систему власти в стране под будущего преемника.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о грядущей кардинальной реформе системы власти, по итогам которой страна перейдет от нынешней суперпрезидентской модели к парламентско-президентской. Если сейчас Конституция Казахстана напоминает российскую, то предложенный Назарбаевым вариант ближе к украинскому, при котором увеличивается политический вес парламента и правительства. Зачем бессменному главе Казахстана вдруг понадобилось ограничивать собственные полномочия?

Итак, в чем суть реформы? К сенату и мажилису (верхней и нижней палатам казахстанского парламента) перейдет право назначения и увольнения правительства в целом и отдельных министров. Кроме этого, парламент будет контролировать и деятельность акиматов (региональных администраций). Одновременно президентские указы утратят силу закона, а сам президент потеряет контроль над социально-экономическим блоком правительства – под его кураторством останутся лишь внешняя политика, минобороны и госбезопасность. Плюс он сохранит «стратегические функции и роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти», а также право назначать и увольнять глав регионов.

Президент лишится 40 полномочий

Сам Назарбаев объявил реформу движением «в сторону демократического развития». Казахстанский политикум уже спешит, опережая друг друга, выразить восторг по поводу «очередного свидетельства мудрости» правителя. Впрочем, в то, что Назарбаев внезапно ударился в «политический аскетизм» и по этой причине добровольно сложил с себя аж 40 (!) полномочий, поверить весьма трудно. Вот уже второе поколение жителей страны растет под его авторитарной дланью. В 2010 году ему был официально присвоен статус елбасы – лидера нации. Так что ж случилось сейчас?

Начнем с того, что и при новой Конституции власть останется в тех же руках. Правящей партией, имеющей в казахстанском парламенте более 80% голосов, является пропрезидентская народно-демократическая партия «Нур Отан» («Свет Отечества»). А Нурлан Нигматулин – председатель мажилиса – член бюро политсовета этой партии. Это значит, что именно «Нур Отан» будет решать судьбы министров и всего правительства, а также региональной власти. У кого-то есть сомнения, где перед этим лидеры партии «Нур Отан» будут получать указания? По сути, Назарбаев просто снимает с себя ответственность за нарастающий социально-экономический кризис в стране, перекладывая ее на парламент и правительство. Таким образом, ответственность за политику хищнической эксплуатации природных ресурсов, продажи миллионов гектаров земли иностранным компаниям, разрушения в угоду им экологии, коммерциализации медицины и образования, повышения пенсионного возраста и т.д. станут формально нести депутаты.

В преемники елбасы прочат старшую дочь или племянника

Впрочем, у реформы системы власти есть и еще одна причина. Ведь никто не бессмертен, а потому пора подумать о преемнике. Эксперты гадают, кто же им станет. Одни уверенно говорят о старшей дочери президента 53-летней Дариге Назарбаевой. С 2015 года она является вице-премьером правительства, ответственной за социальное развитие, культуру, спорт, молодежную политику и взаимодействие с неправительственными общественными организациями. До этого Дарига занимала должности главы комитета по социально-культурному развитию мажилиса, руководителя парламентской фракции «Нур Отан» и зампреда мажилиса – то есть имеет опыт в политике.

Однако у елбасы есть и другие родственники, также мечтающие о высшем кресле. Еще в 2013 году казахстанские СМИ заговорили о том, что Назарбаев якобы представил Владимиру Путину своего преемника – 38-летнего племянника Самата Абиша, который в настоящее время занимает должность первого зампреда комитета национальной безопасности (КНБ). Его молодость и неопытность могут быть дополнительным козырем – больше шансов на то, что он станет послушно исполнять политическую волю дяди, пока тот жив.

Впрочем, из мировой истории известно, что нередко авторитарные правители не доверяют как раз именно своим родственникам. Поэтому эксперты обращают внимание и на других VIP-чиновников, относя к потенциальным преемникам, например, главу КНБ Карима Масимова и назначенного в январе послом Казахстана в России Имангали Тасмагамбетова. Оба они считаются весьма доверенными лицами елбасы.

Минусы их обоих – их происхождение. Внутри казахской элиты сильны националистические настроения, Масимов же, согласно некоторым публикациям, не казах, а уйгур, хотя он сам это опровергает. Тасмагамбетов же относится к младшему жузу (все казахские роды делятся на три племенных объединения – старший, средний, младший жузы), тогда как в Казахстане традиционно у власти представители старшего жуза. С другой стороны, это же и может быть плюсом, поскольку и Масимов, и Тасмагамбетов вынуждены будут прислушиваться к мнению правящей ныне семьи.

Казахстан начинает крен в сторону Китая

Для России выбор преемника Назарбаева – не праздный вопрос. Сейчас Казахстан – ближайший союзник Москвы, член Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). США при Бараке Обаме фактически отказались от конкуренции за Центральную Азию, однако за статус главного партнера официальной Астаны с Россией борются сегодня Китай и Турция, предлагающие свои варианты – Экономический пояс Шелкового пути и проект «Караван-сарай» под эгидой Совета сотрудничества тюркоязычных государств.

Так какие же внешнеполитические приоритеты готовит Астане выбор того или иного преемника? С Россией в той или иной степени связаны все потенциальные кандидаты – и родственники елбасы, и нынешний посол в РФ Тасмагамбетов, и Масимов, окончивший Университет дружбы народов им. П. Лумумбы и учившийся также в Высшей школе КГБ СССР. Впрочем, тот же Масимов наряду с этим окончил Пекинский институт культуры и языков и Уханьский юридический университет (Китай), стажировался в Колумбийском университете (США). Вообще именно связь с Поднебесной наиболее значима в его карьере, которая начиналась в представительствах Казахстана в Китае – в городах Урумчи и Гонконг. Как пишут казахстанские СМИ, в политической тусовке к Масимову даже приклеилось прозвище Китаец.

Возможность китайского крена в будущей внешнеполитической политике Казахстана просматривается и по другому поводу. Нынешние поправки в Конституцию – не только на тему перераспределения властных полномочий. В их числе значится и поправка к статье 26, уже сейчас вызвавшая бурное обсуждение общественности. Дело в том, что фраза «Граждане Респуб­лики Казахстан могут иметь в частной собственности любое законно приобретенное имущество» заменена на текст «Каждый может иметь в частной собственности...» и далее по прежнему тексту. В принципе это соответствует Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Однако ряд экспертов уже заподозрили власть в желании легализовать передачу земельных ресурсов страны в руки граждан иностранных государств. А еще конкретнее – расплатиться казахстанской землей с Китаем за набранные там еще с 90-х кредиты, на которые олигархи скупали крупнейшие активы.

Эксперт Центра по изучению России и Центральной Азии при университете «Фудань» Сюй Хайянь недавно заявила, что Китай должен превратить Центральную Азию в зернохранилище мирового класса. А ведь три четверти пахотных земель в этом регионе приходится именно на Казахстан. Создание там «зернового коридора», который будет экспортировать ежегодно по 160 млн тонн зерна в Африку, Азию и Китай, уже обсуждалось на переговорах между Назарбаевым и китайским премьером Ли Кэцяном. Для сравнения: весь объем экспорта зерна из России, которая сейчас по этому показателю является мировым лидером, меньше в 4 раза.

Досым САТПАЕВ, директор аналитической организации «Группа оценки рисков»:

– Подготовка к передаче власти в Казахстане ускорилась после недавней кончины президента Узбекистана Ислама Каримова. Ведь Назарбаев – самый возрастной глава государства на всем постсоветском пространстве. С этим связаны и недавние аресты ряда представителей казахстанской элиты – идет зачистка политического поля страны. Уже ликвидированы все реально оппозиционные партии, существовавшие еще несколько лет назад. Вопрос о власти будет решать немногочисленное количество игроков, хотя и намного большее, чем это было в Узбекистане или Туркменистане. Основными претендентами в преемники сейчас являются дочь президента Дарига Назарбаева, его зять Тимур Кулибаев, племянник Самат Абиш и бывший премьер-министр Имангали Тасмагамбетов. Грядущая реформа Конституции создаст баланс сил между различными игроками, усиливая парламент. Цель – сделать любого преемника подконтрольным системе власти, обеспечив политическую стабильность.