Криминальная полиция Австрии арестовала одного из богатейших украинских бизнесменов Дмитрия Фирташа (его состояние оценивается в $3,32 млрд). Арест был произведен по ордеру, выданному прокурором Вены, получившим запрос Федерального бюро расследований США об экстрадиции Фирташа за океан.
Представитель криминальной полиции Австрии Марио Хайль заявил журналистам, что арест не связан с последними событиями в Украине. В СМИ же просочилась информация о том, что непосредственным поводом для задержания стало расследование ФБР обстоятельств реализации некоего инвестиционного проекте в Индии еще в 2006 году. Якобы несколько участников преступной группы были арестованы в США и дали показания о причастности к афере Фирташа.
На следующий день после задержания венский Земельный суд по уголовным делам вынес решение об освобождении Фирташа под залог в 125 млн евро. Но адвокаты бизнесмена опротестовали это решение. До рассмотрения апелляции Фирташ будет находиться в венской тюрьме Йозефштадт.
Арест Фирташа не могли не заметить в России. Федеральные ТВ-каналы посчитали необходимым подчеркнуть, что Фирташ финансировал Майдан. Но появились сообщения и том, что Фирташ поддерживал деньгами и крымскую партию «Русское единство». Правда, уже на следующий день премьер-министр Крыма и лидер «Русского единства» Сергей Аксенов опроверг эти утверждения, заявив, что он всего один раз встречался с Фирташем.
На самом деле возможная экстрадиция Фирташа в США не может не беспокоить Россию. Прежде всего представителей газового бизнеса, которые прекрасно понимают, что американские спецслужбы попытаются получить у Фирташа максимум информации о схемах экспорта в Европу российского газа. И Фирташу есть что рассказать.
Более того, у американских спецслужб, по всей видимости, уже накопилось немало сведений. Еще в конце апреля 2011 года в Окружной суд Манхэттена (Нью-Йорк) был подан иск бывшим премьер-министром Украины Юлией Тимошенко против Дмитрия Фирташа и швейцарской компании RosUkrEnergo (RUE). Иск базировался на законе Racketeering Influenced and Corrupt Practices Act (RICO), направленном на борьбу с коррупцией и отмыванием денег. Это так называемый class action — коллективный иск, к которому может присоединиться каждый, кто считает себя пострадавшим в результате действий RUE и Фирташа. Уже на момент подачи иска под ним кроме Тимошенко подписались семнадцать депутатов Верховной рады Украины.
В иске Тимошенко требовала признать юридически ничтожным решение Стокгольмского арбитражного суда от 8 июня 2010 года, во исполнение которого украинская компания НАК «Нафтогаз Украина» вернула RUE 12,1 млрд кубометров газа. «Нафтогаз Украина» забрала этот газ из украинских подземных хранилищ в начале 2009 года. И забрала по распоряжению Тимошенко, занимавшей в то время должность премьер-министра. Основанием для издания подобного распоряжения был долг RUE перед российским «Газпромом» в размере $1,7 млрд долларов. «Газпром» переуступил право требования погашения долга НАК «Нафтогаз Украина», но RUE не спешила гасить свою кредиторскую задолженность. В урегулирование ситуации пришлось вмешаться премьер-министру.
В марте 2009 года RUE обратилась в Стокгольмский арбитраж, который 8 июня 2010 года вынес решение, что изъятые 11 млрд кубометров газа должны быть возвращены швейцарской компании вместе с неустойкой в 1,1 млрд кубометров. 13 августа 2010 года решение Стокгольмского арбитражного суда подтвердил Шевченковский районный суд Киева. Верховный суд Украины оставил в силе вердикт районного суда. Исполняя судебные решения, НАК «Нафтогаз Украина» вернула RUE голубое топливо. Для этого украинской газовой компании пришлось нарастить объем поставок российского газа.
Юлия Тимошенко, апеллируя к американскому антикоррупционному законодательству, потребовала отменить решение Стокгольмского арбитражного суда, обвиняя отдельные персоны из числа руководства НАК «Нафтогаз Украина» и RUE в сговоре с целью введения суд в заблуждение и обмана граждан Украины. В иске было подчеркнуто, что решение арбитражного суда в пользу RUE было «использовано как средство получения огромных сумм денег, с которыми Фирташ и его партнеры могут и дальше распространять коррупцию, которая охватила все уровни власти, подавлять политическое инакомыслие через запугивание, вымогательство и другие нарушения основных прав человека и политических прав».
Пикантный момент вот в чем: на момент начала судебной тяжбы учредителями RUE были компании Centragas Holding AG, контролируемая Дмитрием Фирташем, и российский «Газпром», которым принадлежали по половине акций швейцарского газового трейдера.
RosUkrEnergo и лично Дмитрий Фирташ чуть ли не с 2000 года был очень серьезным игроком на «газовой поляне» Кремля в Украине и очень много знает о транзите российского газа в Европу. А, следовательно, ему хорошо известны все счета, названия компаний, схемы отмывания средств, а главное — поименно все ключевые выгодополучатели. Кто бы сомневался, что Россия очень не хочет, чтобы эти имена получили огласку.