Грех не выпить

Источник
Зачем Русская православная церковь хочет стать игроком алкогольного рынка и сколько она может заработать на кагоре.
Русская Православная Церковь (РПЦ) намерена заняться виноделием. Для этого церковь уже получила участок в Краснодарском крае площадью в 70 гектаров и даже организовало специальное предприятие ООО «Мезыбь». Предполагается, что РПЦ займется производством кагора, которого в России сейчас выпускается немного. Однако непонятно, будут ли священнослужители делать крепленое вино только для собственных нужд, или же и на продажу. В последнем случае может разгореться новый скандал с РПЦ, о бизнесе которой и так уже многое известно.

Истина в кагоре

«Сделали предложение, от которого я не смог отказаться», - рассказал бывший владелец земельного участка на побережье Черного моря, который в «добровольно-принудительном порядке» продал свою собственность. Рядом находится другой участок, который для церкви выкупили и безвозмездно передали Банк Москвы и Столичный торговый банк. По данным РБК, на этих землях в районе села Дивноморское недалеко от Геленджика РПЦ собирается выращивать виноград и производить вино. Угодья находятся по соседству с летней резиденцией патриарха.

Церковь еще в прошлом году создала дочернюю организацию под названием «Мезыбь» (имя юрлицу дала местная речка). Основной вид деятельности этого ООО – выращивание винограда и производство вина. Выпуск алкогольной продукции начнется в следующем году. Эксперты оценили затраты проекта в 40-60 миллионов рублей без стоимости винодельни. Предприятие уже начало поиск сотрудников для прополки и сбора урожая и даже разместило публичное объявление о найме на работу. Зарплата 20 тысяч рублей. Журналисты позвонили по указанному телефону и выяснили, что вакансия закрыта.

Основным профилем винодельни, разумеется, станет производство церковного вина – кагора. В общем-то для рынка идея церкви секретом не является. Рядом находятся виноградники завода «Арбау-Дюрсо», который принадлежит российскому бизнес-омбудсмену Борису Титову. И как сообщил председатель совета директоров этой компании Павел Титов (сын уполномоченного по правам предпринимателей), церковь уже высадила новые лозы. Подробности этого проекта РПЦ пока неизвестны. Однако кое-какие расчеты сделать можно.

Выпить хватит всем

Немного математики. Как заявил журналистам один из священников, на 100 прихожан во время службы хватает всего полбутылки вина. У РПЦ в России 34,5 тысячи храмов. Наибольшая потребность в крепленом вине возникает на Пасху. В этом году в богослужениях по всей стране приняли участие около 4 миллионов человек. Значит понадобилось не меньше 20 тысяч бутылок кагора. Каков ежегодный расход вина – подсчитать точно невозможно. Но представим, что эти 4 миллиона прихожан раз в месяц, как рекомендуют батюшки, причащаются (что, конечно, на самом деле вряд ли происходит). Умножаем необходимое им разовое количество кагора на 12 месяцев. Прибавляем Пасху и Рождество. Получается, что примерная годовая потребность РПЦ – 300 тысяч бутылок. На всякий случай накинем еще 100 тысяч бутылок.

Только крымское объединение «Массандра» напрямую поставляет церкви 100 тысяч бутылок кагора в год. Плюс что-то еще продают дистрибуторы. Существует проблема: в стране достаточно мало производится кагора. В основном Россия импортирует этот вид крепленого вина. По данным аналитиков, из-за рубежа нам поставляют 840 тысяч литров кагора (если считать в бутылках, то это больше миллиона). Разумеется, потребляет этот продукт не только РПЦ, кагор точно так же покупают и простые граждане. По сути, это обычное вино. На вкус для тех, кто не являются знатоками, не слишком отличается от красного портвейна. 16 градусов и крепче.

Русская Православная Церковь в скором времени намерена запустить свой собственный мессенджер. Как считают разработчики, он необходим верующим, так как с его помощью у них появится возможность непрерывно находиться на связи с церковью. Если РПЦ начнет производить собственный кагор, то можно сказать, что церковь примкнет к самым передовым и модным российским производителям, которые занимаются делом государственной важности: импортозамещением. Как заявил РБК самый авторитетный российский эксперт алкогольного рынка Вадим Дробиз, если церковь пустит под виноградники все свои 70 га, то при хорошем урожае сможет производить больше полумиллиона бутылок вина в год. Если взять за основу наши подсчеты, то этого с лихвой хватит для обрядовых потребностей. Откажется ли РПЦ в этом случае от поставок иностранного вина и что будет делать с излишками?

Бизнес-план располагает

На эти вопросы, конечно же, нет ответов. Хотя бы потому, что винодельческая инициатива церкви на данный момент всего лишь проект. В случае его удачной реализации РПЦ, разумеется, значительно сократит импортные закупки. И возникает резонное предположение, что часть собственного вина будут продавать. Конечно же, не корысти ради. Церковь такой же институт, как и другие, соответственно, она тоже нуждается в средствах, это нормально. Как известно, у РПЦ есть свое предприятие «Софрино», специализирующееся на производстве церковной утвари, имеется банк с таким же названием (церковь, вообще, ведет довольно активную банковскую жизнь) и множество других предприятий. Ежегодный доход РПЦ, который не облагается налогом, по данным ФНС, превышает 5 миллиардов рублей.

Конечно же, памятен скандал, который затеяли журналисты в нулевых годах, обвинив РПЦ и конкретно митрополита Кирилла (ныне патриарха) в беспошлинном ввозе в Россию табака и алкоголя. Церковь неоднократно опровергала и выигрывала суды. Но осадок, как говорится, остался, как и прозвище «табачный митрополит». Если же РПЦ сейчас решит продавать свое вино, то по закону для этого потребуется алкогольная лицензия. Ее получение вряд ли останется тайной и, вполне вероятно, будет новый скандал. Не такой грандиозный, конечно, как прошлый, но все равно неприятный. Вероятно, патриархату придется решить, стоит ли это того, чтобы зайти на рынок кагора. Объем импортных поставок этого вина, кстати, оценивается примерно в полтора миллиона долларов в год. Сетевые остряки, вероятно, начнут переводить эту цифру в количество знаменитых «Бреге» для главы РПЦ. Облегчим им задачу. На полтора миллиона долларов можно купить 50 патриарших часов.