На демонтаже вывесок и фасадов московских кафе «Жан-Жак» и «Джон Донн» дизайнер Артемий Лебедев и его партнеры из Москомархитектуры могли заработать 18,3 млн рублей. Именно столько стоила разработка «художественной концепции внешнего облика улиц Москвы», из-за несоответствия которой под санкции попали любимые заведения столичных хипстеров, а также сотни других предприятий общепита и магазинов. Также студия Артемия Лебедева участвует в проекте по внедрению в Московском метрополитене напольной навигации стоимостью 117 млн рублей.
«Известия» попытались разобраться, как популярный блогер Артемий Лебедев (известный в блогосфере как Tema) зарабатывает за счет столичного бюджета.
19 августа, в годовщину путча, вся либеральная общественность Facebook и ЖЖ пребывала в шоке. Завсегдатаи модных столичных кафе «Жан-Жак» и «Джон Донн» не узнали свои любимые заведения. По предписанию столичных властей хозяева ресторанов были вынуждены демонтировать знаменитые красные панели и вывески. Как оказалось, они не соответствовали архитектурно-художественным концепциям внешнего облика улиц, которые разработала Москомархитектура совместно со студией Артемия Лебедева.
— Вообще-то вывески моих заведений вполне вписывались в стиль столичных улиц. Так что здесь бы я с Лебедевым, с которым мы неплохо знакомы, поспорил, — говорит совладелец сети ресторанов «Жан-Жак» и «Джон Донн» Дмитрий Борисов. — Но раз уж власти настаивают на другом формате вывесок, мы решили не противиться и подчиниться.
По словам ресторатора, демонтаж и изготовление нового фасада они станут производить за свой счет. В какую сумму обойдется ему ребрендинг, Борисов назвать отказался. Стоимость только одной вывески с названием заведения составляет от 15 тыс. рублей и выше, объясняют участники рынка, замена же всего дизайна заведения зависит лишь от фантазии и кошелька владельца.
Под крышей ГУПа
Внешним видом витрин и фасадов столичные власти озаботились в начале прошлого года. В феврале 2013-го Москомархитектура объявила тендер на разработку архитектурно-художественных концепций внешнего облика 11 центральных улиц Москвы в пилотном режиме.
В июне 2013 года Артемий Лебедев на своем сайте сообщил, что его сотрудники успешно разработали «дизайн–код» для улиц Москвы, и поблагодарил «главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Татьяну Гук за доверие, всестороннюю помощь и непосредственное участие в работе над проектом».
В ходе работы над проектом были выработаны новые нормативы и требования к рекламным конструкциям на фасадах задний.
Теперь вывески учреждений не должны быть выше 0,5 м и длиннее 15 м. Их нельзя вешать выше второго этажа, а на фасадах старых домов, построенных до 1962 года, вывески могут размещаться только в виде отдельных букв и логотипов. Конструкции на крышах трех-, пятиэтажных домов должны быть ограничены по высоте в 1,2 м, а на витринах магазинов высота букв вывески не может превышать 15 см.
По данным Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) Москвы, в пределах Садового кольца этим нормативам не соответствует около 4,5 тыс. вывесок и фасадов магазинов, кафе и банков. Общая стоимость их переделки под единый стиль может составлять более 400 млн рублей.
— Москва, как и многие другие мировые столицы, грешит своей безвкусицей и беспорядочностью, — считает известный архитектор Андрей Чернихов. — Но приведение всего к единому ранжиру, к единым буквам, — это перебор и противоречит духу индивидуальной рекламы. Поэтому для каждой улицы, для каждой площади должен быть свой тщательно проработанный регламент.
Между тем, по данным сайта «Госзакупки», победителем в тендере на разработку концепции для улиц Москвы на 18,3 млн рублей стало подведомственное предприятие Москомархитектуры ГУП «Главное архитектурно-планировочное управление» (ГУП «ГлавАПУ»).
Всего же в прошлом году ГУП «ГлавАПУ» заключило со столичными властями 113 госконтрактов на общую сумму 871,6 млн рублей. Общая выручка ГУПа составила 1,3 млрд рублей.
Сколько заработали структуры Артемия Лебедева на создании концепции внешнего вида улиц и к каким проектам еще в качестве субподрядчика привлекались его фирмы, в ГУПе не говорят.
В Москомархитектуре получить оперативный комментарий о сотрудничестве ведомства с Артемием Лебедевым не удалось.
Между тем на сайте студии «Артемия Лебедева» говорится, что дизайнеры компании участвуют также в создании адресной навигации по заказу ГУПа и других проектах Москомархитектуры. Впрочем, как правило, работа эта строится по договорам субподрядов.
При этом, как выяснили «Известия», Центром координации проектирования комплексного благоустройства ГУП «ГлавАПУ», с которым плотно сотрудничает модный дизайнер, руководит Алексей Гук — родственник заместителя председателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Татьяны Гук. Той самой, которую так часто благодарит за сотрудничество на своем сайте Артемий Лебедев.
— Участие ГУПа в подобных проектах помогает чиновникам уходить от неудобных вопросов и скрывать истинных исполнителей заказа, — поясняет предприниматель Николай Задорный, участвующий в московских тендерах. — ГУПы при закупках опираются на 223-й федеральный закон, который позволяет привлекать субподрядные организации не по открытому конкурсу, а по запросу котировок.
Дизайнер всея Руси
Артемий Лебедев, почитатели которого называют его «дизайнер всея Руси», родился в семье писательницы Татьяны Толстой и филолога-классика Андрея Лебедева. Он считается основателем одной из самых первых дизайн-студий в России. На счету компании более 2,5 тыс. работ, среди которых фирменные стили, книги, журналы, дорожные знаки, пиктограммы, графические и физические интерфейсы и сайты.
Однако прославился Лебедев не только как дизайнер, но и как блогер, делающий эпатажные заявления в соцсетях. Он организовывал конкурс фотожаб на патриарха РПЦ, нецензурно критиковал работы своих коллег.
Между тем вокруг работ Лебедева также нередко разгорались громкие скандалы. Например, в Сети появлялось первое портфолио дизайнера с работами, которые он якобы делал для несуществующих клиентов, а ради получения выгодных заказов.
В 2011 году банкир Олег Тиньков обвинил студию Лебедева в срыве срока работ по созданию нового дизайна ТКС-банка. При этом Тиньков с Лебедевым обменялись публичными оскорблениями в Сети.
В 2012 году блогеры обвинили студию Лебедева в плагиате: якобы разработанный студией логотип и фирменный стиль парка Горького дизайнеры скопировали с бренда National Parks of New York Harbor, объединяющего 23 национальных парка в окрестностях Нью-Йорка.
Впрочем, скандалы не влияют на бизнес Лебедева. Он по-прежнему остается одним из самых востребованных дизайнеров.
Однако, по мнению экс-депутата Мосгордумы и руководителя ИА «Моссовет» Юрия Загребного, Артемий Лебедев не может быть знатоком дизайна по всем существующим направлениям.
— Никто не спорит, что в дизайне интернет-сайтов Лебедеву нет равных в России, — говорит Загребной. — Но архитектура и интернет — это две разные вещи. Мне кажется, что обликом города должны заниматься профессиональные архитекторы, а не специалисты по интернет-проектам.
Загребной напомнил, что установленный не так давно знак в саду «Эрмитаж» по проекту студии Лебедева был раскритикован москвичами, потому что совершенно не вписывался в исторический облик Каретного Ряда.
Золотые «плитки» метрополитена
По данным базы «СПАРК-интерфакс», Артемий Лебедев является совладельцем или возглавляет 11 компаний: ООО «ДизайнРу», «Артдизайн», «Графдизайн», «Студия интернет-дизайна», «Дизайн всего», «Интердизайн», «Студия Арт. Лебедева», «Смелый ход», «Кармаркет», «Студия промышленного дизайна», «Бедный Йорик». Из них в 2013–2014 годах три фирмы участвовали и победили в конкурсах на заключение государственных контрактов.
Компания «Бедный Йорик» за 1,5 млн рублей по заказу столичного департамента культуры разработала концепцию социальной рекламы и серию плакатов, посвященных году Культуры в Москве. Еще 1,5 млн рублей «Йорик» Лебедева должен получить в этом году от ДК «Зодчие» за разработку единого стиля для учреждения.
Ранее, в 2013 году, другая фирма Лебедева, «ДизайнРу», получила заказ от «Газпром энерго» на 960 тыс. рублей на «выполнение работ по разработке настенных карт для объектов предприятия». Также в 2013 году компания «Интердизайн», в которой директором числится Лебедев, выигрывала два тендера на 118 тыс. рублей на поставку хозтоваров Российской государственной библиотеке для молодежи.
Между тем на сайте «Студия Артема Лебедева» популярный блогер рассказывает о своем участии в гораздо более дорогостоящих проектах, которые финансируются из московского бюджета. Например, студия разработала дизайн-концепцию напольных указателей для 49 станций московского метро, расположенных внутри Кольцевой линии. Общая стоимость проекта — 117 млн рублей.
«В конце 2013 года в Москве был объявлен конкурс на разработку дизайна, производство и размещение напольных указателей столичной подземки. Специалисты нашего НИИ решили, что надо участвовать. На конкурс мы шли вместе с партнерами-производственниками: с нас в проекте — дизайн напольной навигации, с партнеров — изготовление и размещение указателей», — говорится в отчете о проделанной работе, который опубликован на сайте студии.
В рассказе подробно описывается подготовка документации к участию в конкурсе, в котором была одержана победа. Однако, согласно данным сайта «Госзакупки», тендер Московского метрополитена на «Право заключения договора на выполнение работ по разработке дизайн-проектов, размещению элементов напольной графики на 49 станциях Московского метрополитена» был признан не состоявшимся.
Извещение о начале электронного конкурса было опубликовано 10 января 2014 года. Заявки на участие в тендере предоставили две компании — ЗАО «Триада-Холдинг» и ООО «СИДАЛ-Групп». Однако в начале февраля во время подведения итогов их заявки были признаны несоответствующими требованиям.
В Московском метрополитене рассказать, с кем в итоге был заключен контракт на 117 млн рублей, отказались.
Помимо напольной навигации студия Артемия Лебедева по заказу «Мосинжпроекта» разрабатывала шрифт для надписи на путевой стене станции «Лесопарковая» Бутовской линии Московского метрополитена, а также составляла рекомендации по выбору материалов и технологий для ее изготовления.
Также Лебедев в 2013 году побеждал в конкурсе на разработку схемы метрополитена. По условиям конкурса дизайнеры должны были выполнить работу бесплатно, получив лишь право разместить свой логотип на схеме.
Критики творчества Лебедева отмечали, что его схема, участвовавшая в конкурсе, еще до объявления результатов появилась на колоннах экстренного вызова на новых станциях московского метро — «Алма-Атинской» и «Пятницком шоссе».
Сам Артемий Лебедев заявил «Известиям», что никогда не обсуждает и не дает комментарии о своем творчестве журналистам.
Арт-директор журнала Discovery, дизайнер Анна Жернакова говорит, что дизайнерский бизнес во многом очень субъективен.
— Заработки и расценки во многом зависят от имени и известности дизайнера и его амбиций, — рассказывает Жернакова. — Например, стоимость разработки одного плаката может колебаться от $30 до $1 тыс. Предполагаю, что расценки студии Лебедева на порядок выше.
— К системе отбора проектов, которые побеждают на конкурсах Москомархитектуры, есть очень много вопросов, — считает член Союза архитекторов Москвы и совета по градостроительству Марк Гурари. — Как правило, все итоговые конкурсы являются закрытыми. В них участвуют 5–6 архитекторских и дизайнерских бюро, которые вроде бы прошли открытые отборочные процедуры, но при этом многое зависит от состава жюри и личных предпочтений.
По словам Гурари, нельзя исключать, что иногда на победителя работают и личные связи.