Бюджетные миллиарды и прибыль в офшорах. В тройку лидеров рейтинга землевладельцев России вошел «Мираторг» с кипрской пропиской
У холдинга братьев Линников рекордные 1 млн га земель на 50 млрд рублей, говорится в рейтинге Forbes. Успех братьев связывают со Светланой Медведевой (в девичестве Линник). Предприятие называют «медведевским проектом». Сам Медведев постоянно посещал "Мираторг". После его визитов компания получала миллиардные банковские кредиты и госсубсидии (в 2016 г. Мираторг получил 90,7% всех субсидируемых кредитов на мясное скотоводство - 33,6 млрд. руб).
Миллиарды рублей, заработанные в России, хранятся не здесь. Пакет акций контролируется кипрскими офшорами - ООО «Агромир» и ООО «САУДЕЙД ЭНТЕРПРАЙЗИС ЛИМИТЕД». Активы холдинга в 16 регионах страны (только в Брянской области на фермах холдинга 629 000 голов абердинов, земли здесь выкупались при поддержке администрации), а прибыль на офшорных счетах. На вопрос «Чье это хозяйство?», в регионе отвечают «Маркиза Карабаса!».
***
Пирамида жадности
Совладельцы сети магазинов фиксированных цен Fix Price Артем Хачатрян и Сергей Ломакин стали миллиардерами после выхода компании на IPO. Состояние каждого из них оценивается в $3,4 млрд. Размещение к Fix Price стало одним из самых удачных за последнее время, бумаги будут размещены по верхней границе ценового диапазона, сделка станет крупнейшим российским IPO с 2012 года. Артем Хачатрян и Сергей Ломакин с разной степенью успешности создали и продали уже несколько бизнесов, в основном в эконом-сегменте. Последний проект, в котором они участвовали, "ЦентрОбувь" едва не стоил Ломакину свободы, будущий резидент списка Forbes какое-то время провел в статусе разыскиваемого преступника, но дело обошлось, а та же самая схема, которая похоронила "ЦентрОбувь", сработала в случае с Fix Price.
Копейка к копейке
В 1998 году Артем Хачатрян и Сергей Ломакин вместе с партнерами создают один из первых в России дискаунтеров «Копейка». На ней обкатывалась новая бизнес-модель с ориентиром на жесткое централизованное управление с внедрением централизованной информационной системы, которую партнеры будут позднее использовать во всех своих проектах. В 2007 году Ломакин и Хачатрян продали свою долю (20%) финансовой корпорации «Уралсиб» Николая Цветкова за $220 млн. В 2010 году «Копейку» купила X5 Retail Group, сейчас эти магазины работают под брендом «Пятерочка».
Хачатрян и Ломакин неплохо заработали и были готовы к новым подвигам, проблема была в том, что предусмотрительный Цветков перед сделкой заставил их подписать non compete. Бизнесмены могли инвестировать в розничную торговлю, лишь если их доля в операторе сети не превышает 25%. В 2007 году Хачатрян и Ломакин стали владельцами 25% акций сети «Монетка», в том же 2007 году они создали Fix Price, в 2008 году стали соинвесторами сети магазинов одежды «Модис».
Обуть инвесторов
В 2009 году Хачатрян и Ломакин повстречали другую пару бизнес-партнеров Анатолия Гуревича и Дмитрия Светлова, развивавших обувного ритейлера эконом-класса «ЦентрОбувь». На тот момент сеть выросла до 300 магазинов и ее владельцы не очень понимали, что им делать дальше. Рецепт, предложенный Сергеем Ломакиным, был предельно прост. "Модель компании с приходом Ломакина стала напоминать пирамиду, которую нужно было быстро возвести с постоянным привлечением заемных средств, а после продать иностранным инвесторам», - жаловался потом один из знакомых Гуревича.
Впервые о выходе на IPO «ЦентрОбувь» заявила зимой 2011 года. На тот момент компанию оценивали более чем в $1,5 млрд. Выход на биржу несколько раз откладывался, при этом на реализацию плана Ломакина были нужны все новые деньги. Долг кампании вырос 7,5 раз — с $74,2 млн в 2008 году до $560 млн в 2013-м. Рост курсовой стоимости доллара в конце 2014 года резко ухудшил ситуацию, фактически удвоив обязательства «ЦентрОбуви».
Далее началась достаточно длительная операция по спасению компании. В том числе Ломакин предлагал участвовать в ней основателю Kari Игорю Яковлеву и совладельцу «Юлмарта» Дмитрию Костыгину. Последний затем в ходе акционерной война фактичекски за пару лет уничтожил некогда самый дорогой бренд на российском рынке e-commerce. Как бы то ни было, крайним решили сделать Сергея Ломакина. Весной 2016 года крупнейший кредитор «ЦентрОбуви» — Газпромбанк обратился в МВД. Ломакина объявили в федеральный розыск. Правда топ-менеджер ни от кого особо не скрывался и продолжал работать в России, а следователи просто «не смогли найти» его по месту прописки. В конечном счете сторонам удалось договориться, «ЦентрОбувь» обанкротили, часть долгов раздали, а дело закрыли.
Так или иначе, Fix Price фактически повторяет рецепт, не слишком удачно опробованный на обувном бизнесе – агрессивный рост, а затем продажа. Например, буквально за пару дней до выхода на биржу компания пообещала инвесторам начать массированную экспансию на рынки СНГ, увеличив присутствие в этих странах в 12 раз. Как сказали бы на тренингах «Бизнес Молодости», главное – пытаться, рано или поздно что-то получится.
***
Девелоперский алфавит Москвы: от Бирюкова к Тимохину.
Роман Тимохин организовал целую сеть фирм, через которые проводят «передел» столичного девелоперского рынка под надзором Сергея Собянина и заммэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петра Бирюкова.
Господин Тимохин организовал целый картель из холдингов: «А-Холдинг», «Б-Холдинг», «В-Холдинг» и далее по алфавиту. Они владеют различными московскими территориями и в них светятся многие сомнительные персонажи столицы: Сергей Гордеев из «ПИКа», сын совладельца «Локо-банка» Владимира Давыдика Илья, экс-президент «Гуты» Артем Кузнецов, Романа Троценко из «AEON Corporation», Анатолий и Вадим Козеруки, а также «ИК Велес Капитал», управляющий активами скандального украинского бизнесмена Константина Григоришина. И скоро этот список пополнится новыми громкими именами.
В общем, делят столичный строительный рынок сейчас с особой педантичностью, буквально по алфавиту. Таким образом в Москве хотят добиться некоего «равновесия». В данном случае роль смотрящего определили неслучайно именно Тимохину - он на хорошем счету и у лужковской и у собянинской команд, а также успел посотрудничать почти со всеми аферистами рынка. Так и выстроилась целая иерархия московского девелоперского ОПГ.
***
Источник сообщил, что одним из мотивов заказного покушения на топ-менеджера ГК «Мерлион» Симоненко было наличие полной информации у последнего о всех теневых сторонах бизнеса одной из крупнейших ИТ компаний страны. Будучи в руководстве Холдинга Симоненко знал о всех серых схемах компании и по мнению ее руководства он мог каким-то образом из-за конфликтной ситуации сообщить все это в компетентные органы и тогда могли бы начаться проблемы, повлекшие бы впоследствии большие затратные составляющие для бенефициаров Карчева, Абрамова и Мангутова. Данный факт и послужил основной причиной для принятия решения последними об устранении Симоненко. Во время допросов последний предоставлял все эти схемы и данные, подкрепленные бумагами и иными доказательствами в УФСБ по городу Москве и Московской области, а также в ГСУ СК России по городу Москве. Речь идет о 10-ках миллиардов рублей ущерба бюджету Российской Федерации. Кроме того Симоненко сообщил о всех взятках и откатах, без которых ГК «Мерлион» не могла бы занять передовые места среди компаний ИТ-отрасли. Однако эта информация не получила никакого развития. Факты о вытекающих рисках в сфере информационной безопасности для наших государственных ведомств тоже никого не интересуют. Видно некоторые правоохранительные руководители решили, что пусть эти потери или процент от них окажутся у них в кармане, чем в казне нашей Страны.