Российские киносети оценивают убытки от отмены трех самых ожидаемых иностранных премьер — «Бэтмена», «Я краснею» и «Морбиуса» — в сотни миллионов рублей, готовясь потерять около 70% выручки. Доход, который останется у российских кинотеатров без этих фильмов, уже в марте не позволит большинству участников рынка работать с рентабельностью. В случае если к маю, началу сезона блокбастеров, студии не возобновят показы в России, эксперты ожидают массового закрытия российских кинотеатров и коллапса системы российского кинопроката.
Иностранные киностудии начали сообщать о переносах премьер своих проектов в России на фоне событий на Украине. Так, компания Warner Bros. уже приостановила выход «Бэтмена» в кинотеатрах России, фильм должен был выйти в прокат 3 марта. Компания Walt Disney заявила, что приостанавливает поставку всей своей продукции в российские кинотеатры, в частности поэтому не выйдет новый фильм киностудии Pixar «Я краснею». О приостановке выходов своих фильмов в России, в том числе и картины «Морбиус», премьера которой должна была состояться 24 марта, заявила компания Sony.
О том, что руководители голливудских студий рассматривают возможность отказаться от проката своих фильмов в России, ранее сообщал The Hollywood Reporter. По данным издания, студии обсуждали, продолжать ли отправлять фильмы в Россию. В течение выходных Warner Bros. все еще намеревалась выпустить «Бэтмена» в РФ, но «быстро развивающиеся события привели к тому, что эти планы изменились». Фактором также стало отключение России от глобальной банковской системы SWIFT: без нее студии не смогут вернуть деньги от своих российских партнеров-дистрибуторов, объясняет The Hollywood Reporter.
Голливудское кино всегда занимало наибольшую долю в выручке российских киносетей. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», в 2019 году доля отечественного кино в кинотеатральном прокате составила 23,1%, в 2020 году она была на уровне 47,9%, в 2021 году — 27,2%, а в 2022 году прогнозировался уровень 21%.
Директор по маркетингу объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» Сергей Кузнецов заявил, что в моменте сеть оценивает убытки от переноса «Бэтмена», «Я краснею» и «Морбиуса» на уровне 800 млн руб.
«Да, нам придется вернуть деньги за уже проданные билеты»,— говорит он. Три отмененных релиза могли бы собрать в российском прокате до 4,3 млрд руб., оценивает господин Кузнецов. «Предпродажи, конечно, есть, придется возвращать деньги, но это не такие потери, как от отмены проката вообще. По предварительным подсчетам, кинотеатры в России недополучат до 70% выручки в результате отмены заявленных фильмов»,— заявил президент сети «Премьер-зал», которая управляет кинотеатрами в регионах, Владимир Петелин. В пресс-службе «Каро» заявили, что «будут работать с тем, что есть», отказавшись от дальнейших комментариев.
Отмена «Бэтмена», «Я краснею» и «Морбиуса» — это уже катастрофа для кинотеатров в марте, так как ушли три самых кассовых релиза месяца с совокупным потенциалом около 5 млрд руб.,— только они могли бы собрать большую кассу, чем все релизы за февраль, говорит главный редактор «Бюллетеня кинопрокатчика» Александр Нечаев.
По его словам, в результате мартовских потерь кинотеатры уже будут работать ниже порога рентабельности.
В случае потери всех иностранных премьер встает вопрос о существовании индустрии в целом, предупреждают ее участники рынка и эксперты. «Объективно глядя на ситуацию в цифрах и проведя математические расчеты, можно сказать, что доход, который останется у кинотеатров без голливудских фильмов, не позволит большинству из них работать с рентабельностью»,— говорит Владимир Петелин. Если не считать период полного закрытия кинотеатров в пандемию, то для бизнеса, основой дохода которого является показ фильмов, их отсутствие — это самый серьезный кризис, более серьезный, чем пандемия, добавил он. «Будет сложно, без господдержки — невозможно однозначно»,— говорит Сергей Кузнецов.
Позиция студий напрямую зависит от того, как будет развиваться ситуация на Украине: если они не возобновят показы в России к началу сезона блокбастеров, то есть к началу мая, рынок столкнется с массовым закрытием российских кинотеатров, увольнениями и коллапсом системы российского кинопроката, которая заточена под релизы студий-мейджоров, говорит Александр Нечаев. «Патриотическое кино, на которое выделяются деньги из бюджета, вероятно, просто негде будет показывать»,— добавил он.
Господдержка, которая могла бы компенсировать убытки индустрии в результате отмены иностранных премьер, должна в разы превышать те деньги, которые в год выделяются на поддержку кинопроизводства, а потому пока в нее сложно поверить, говорит эксперт. В 2022 году выручка российского кинопроката могла бы превысить 55 мрд руб., заключил эксперт.