В понедельник, 6 марта, компания РРПК-Д приобрела 73,7% ДМП-РМ, сообщил «Ведомостям» представитель РРПК-Д. Ее единственный владелец – «РМД – зарубежные инвестиции», по 46,84% долей которой у зятя миллиардера Геннадия Тимченко Глеба Франка и брата губернатора Подмосковья Максима Воробьева, остальное – у их партнера Андрея Тетеркина, свидетельствуют данные ЕГРЮЛ.
На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство компании РРПК-Д о приобретении 100% ДМП-РМ. Последняя добывает минтай и тихоокеанскую сельдь в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. По условиям сделки в распоряжение РРПК-Д перейдут три рыбодобывающих судна, а также квоты на вылов 61 000 т минтая и свыше 12 000 т сельди, пояснил представитель РРПК-Д.
ДМП-РМ создана в 2014 г. в результате реорганизации крупного рыбопромышленного холдинга «Дальморепродукт» (ДМП), основным бенефициаром которого являлся приморский бизнесмен Дмитрий Дремлюга. ДМП-РМ переданы права на добычу минтая и сельди, сообщала тогда компания. С 2014 г. ее основной акционер – сингапурская DVS-R PTE Ltd с долей 72,77%, но бенефициаром по-прежнему являлся Дремлюга, уверяют два человека, знающих о владельцах компании от ее руководства.
Представитель ДМП-РМ на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представители Франка и Воробьева также не объяснили, почему бизнесмены заинтересовались этим приморским активом.
Сумму сделки представитель РРПК-Д раскрыть отказался. Рыночная стоимость такого пакета около $150 млн, считает менеджер рыбной компании. Фактическая стоимость была ниже – примерно $110 млн, уточнил человек, близкий к одной из сторон сделки. Она профинансирована в том числе за счет банковского кредита, лишь отметил представитель РРПК-Д.
Франку и Воробьеву уже принадлежит один из крупнейших в России добытчиков тихоокеанской рыбы – Русская рыбопромышленная компания (РРПК). В ее состав входят крупные дальневосточные добывающие компании – «Турниф», «Интрарос», «Востокрыбпром», «Совгаваньрыба», «Имлан» и «Пелагиаль», указано в отчете РРПК за 2015 г. Выручка РРПК в 2015 г. увеличилась на 2% и составила $223 млн, EBITDA компании выросла на 9% до $104 млн, согласно аудированной отчетности компании по МСФО.
РРПК, по собственным данным и данным Росрыболовства, владеет 14,5% общероссийских квот по добыче минтая (или 221 200 т), что делает компанию крупнейшим добытчиком этой рыбы; по тихоокеанской сельди у нее 9,9% (или 27 200 т) и второе место. Среди компаний, получивших квоты на добычу водных биоресурсов в Дальневосточном бассейне, РРПК-Д не значится, согласно соответствующего приказа Росрыболовства. Следовательно, теперь размер квот у структур Франка и Воробьева в натуральном выражении увеличится по минтаю на 27% до 282 200 т, сельди – на 44% до 39 200 т, подсчитали «Ведомости». После этой сделки бизнесмены укрепили позиции в качестве крупнейших добытчиков минтая, существенно оторвавшись от конкурентов, замечает топ-менеджер одной из рыбных компаний.
Крабовая история
В 2010 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выявила картельный сговор на аукционах по распределению 10-летних квот на добычу крабов в Приморье. Осенью 2012 г. история повторилась: теруправление Росрыболовства и бизнес-структуры Дмитрия Дремлюги организовали аукцион на распределение крабовых квот, в нем принимали участие только компании, контролируемые Дремлюгой, сообщал «КоммерсантЪ», победила одна из них – «Акваресурс-ДВ». Другие потенциальные участники торгов не смогли принять участие «из-за сомнительного аукционного» фильтра, установленного теруправлением, указывали местные СМИ. По факту злоупотреблений при проведении аукциона управление Следственного комитета по Приморскому краю в декабре 2012 г. возбудило уголовное дело, а руководителю Приморского теруправления Росрыболовства Александру Иванкову было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий. В ходе расследования обыски проходили и в компании «Акваресурс-ДВ». К тому моменту, как писал «КоммерсантЪ», Дремлюга уехал из России. Он и сейчас живет в США, подтвердил «Ведомостям» его знакомый. ФАС долго судилась в арбитражном суде, добиваясь признания аукционов незаконными. Только в 2015 г. результаты аукционов отменил Арбитражный суд Приморского края.
РРПК-Д – отдельный проект владельцев РРПК и хозяйственную деятельности она будет вести отдельно, настаивает представитель РРПК-Д. Пакет в ДМП-РМ – первое приобретение этой компании. Для чего понадобилось выделять компанию в отдельную структуру, представитель компании не пояснил. Франк и Воробьев еще несколько лет назад обсуждали с Дремлюгой покупку у него рыбодобывающих активов, но тогда сделка так и не состоялась – стороны не договорились по цене, напоминает владелец компании, работающий в рыбной отрасли. Возможно, они не хотят объединять активы, чтобы посмотреть, какое реальное положение дел в ДМП-РМ, рассуждает собеседник «Ведомостей» (см. врез).