В середине ноября Ленинский районный суд Нижнего Тагила не отпустил на волю киллера казанской ОПГ «Мебелька» Александра Никитина. Он отсидел 18 лет строгого режима за серию убийств. На свободу он попросился в надежде на УДО, но свою вину не признал до сих пор. Сидеть Никитину осталось четыре года. Считается, что его задержание в далеких нулевых положило конец существованию группировки. Подробности о жизни ОПГ — в материале «БИЗНЕС Online».
Как появилась «Мебелька» и что она контролировала
ОПГ «Мебелька» появилась в конце 80-х в спальном районе между проспектом Ибрагимова и ул. Короленко, теперь это в Ново-Савиновском районе. Свое название получила потому, что на ее территории находился мебельный магазин. По версии правоохранителей, в ее создании активное участие принимал Ильдар Бурганов (Бурган). Группировщики собирались на сборах, промышляли гоп-стопом и гоняли чужаков со своей территории, которая включала порядка 10 дворов, окруженных хрущевками, и среднюю школу. Позже занялись рэкетом и крышеванием бизнесменов.
Соседствовали с «Мебелькой» такие ОПГ, как «11-й двор», «Савинка», через проспект Ямашева — «56-й квартал», через Ибрагимова — «Панели», а за ними ОПГ «Чайники», с которыми у «Мебельки» были весьма недружественные отношения.
К 90-м годам «Мебелька» подмяла под себя ряд крупных бизнесменов в районе и заимела свою автостоянку, с которой шла неплохая для того времени прибыль. Из-за раздела сфер влияния у «Мебельки» начинают возникать конфликты с другими группировками Ново-Савиновского и Московского районов. Так, в 1991 году в своей квартире нашли мертвыми лидеров ОПГ «Дом обуви», которая территориально находилась возле энергоинститута. Чтобы не попасть в поле зрения правоохранителей, «отец-основатель» «Мебельки» Бурган покинул не только город, но и страну, обосновавшись в Венгрии. Однако слухи о его причастности к убийству «домобувских» вскоре сошли на нет: Бурган был ни при чем.
После отъезда Бургана начался передел лидерства. Первым на «престол» взошел активный лудоман Ахмет, который любил карточные игры, спуская на них целое состояние. За это, поговаривают, его «сместили» в короткий срок. Из-за отсутствия единоправия к середине 90-х «Мебелька» раскололась на составляющие. Часть группировки, включая активного ее участника Игоря Болтакова, уходит в Москву. Сам Болтаков через связи становится соучредителем Легпромбанка, начиная выводить из его активов миллионы рублей. Но у банка возникли проблемы с правоохранителями, из-за чего уже московский филиал «Мебельки» делится на комплектующие: с Болтаковым остаются единицы «сподвижников».
В Казани беспризорная группировка оставалась без лидера недолго. У руля встал авторитетный Юрий Андреев (Кент). У него давно была своя стоянка, а пацаны Кента старались меньше двигаться по беспределу, стремясь легализовать свой бизнес.
У Бургана тем временем в Венгрии закончились деньги. Чтобы хоть как-то содержать семью с детьми, он возвращается в Россию. После чудной Европы Бурган был уверен, что группировки зарабатывают крупные деньги методом начала 90-х. Но в родной ОПГ он видит много новых лиц, а у руля — Кента.
Вернувшийся Бурган со своими принципами работы не был нужен ни Кенту, ни остальным «прокентовским» людям: без него и так было всем хорошо. Но только не москвичу Болтакову, который по старой дружбе сблизился с Бурганом. Тот стал уговаривать «отца-основателя» вернуть себе власть в группировке, дабы вместе делить прибыль. Для этого в Москву вызвали Кента, чтобы «перетереть» на высшем уровне вопрос лидерства в банде. Естественно, у Кента дела были в порядке, и уступать их он никому не хотел, особенно Бургану, которого 8 лет не было в стране и который забыл о своих в тяжелые времена.
Бурган был в ярости и решил устранить Кента любым путем. Поскольку за Кентом шли люди, их тоже было решено ликвидировать.
Как исчезали «мебельные» детали
На порог пришли нулевые годы. В Казани уже задержали участников крупнейшей ОПГ «Хади Такташ». Правоохранители были нацелены ликвидировать все группировки города, начиная с «хадишенских», но мало кто из «улиц» в это по-настоящему верил: кровавые войны продолжились.
Первым убили Кента. Киллер настиг его во дворе дома на ул. Волгоградской, где расстрелял в упор. За Кента хотел отомстить его приближенный по прозвищу Малой, но его автомобиль решили взорвать. Чтобы Малой не узнал, кто именно устроил акцию, была развернута целая схема: выполнять задание поехал Прохоров, личный водитель лидера «20-го двора» Фердика. Тот был другом смотрящего за ОПГ «Воровского» Трифона, одного из близких Бургана.
Прохоров прикрепил мину к машине Малого 14 ноября 2001 года. Но произошел несчастный случай: пока Прохор устанавливал взрывчатку, его подвело саперное дело. В итоге он подорвался вместе с машиной Малого. Схема была провалена. «Мебельщики», опознав труп Прохорова, задали закономерный вопрос Фердику: зачем его водитель покушался на Малого?
Фердик ответа не дал и через несколько месяцев был убит (по версии следствия, заказал его Бурган).
В Казани оставался Харис — близкий друг Кента. Его также вызвали в Москву, чтобы провести диалог следующего характера: если ты не с нами, то против нас. Более того, ему заявили, что он в случае отказа будет убит первым, а далее ликвидируют всех остальных. Даже список приложили. Харис отказался и рассказал «московским мебельщикам» об этом. В итоге 21 января 2002 года на Хариса было совершено покушение, но он выжил.
Появление банды Никитина
В это время Бурган познакомился через Трифона с бывшим сотрудником милиции и «главным героем» нашего материала Александром Никитиным. Помимо службы в органах, он был ветераном Афганской войны. Никитин, или, как его называли, Папа, организовал профессиональную банду киллеров, которым платил лично.
Первым у Никитина заказали Геннадия Гришагина, соучредителя Легпромбанка, который Болтаков все никак не мог поделить. Киллеры подготовились, но не смогли довести дело до конца: в установленный момент Гришагин вел ребенка в школу и у киллера не поднялась рука.
Через месяц Никитин лично попытался исполнить «заказ», ликвидировав Игоря Дерзаева, еще одного банкира. Но после нескольких выстрелов он выжил. Покушение произошло в Москве на Марьинском бульваре.
Никитин продолжил принимать заказы. Его бандой был ликвидированы директор ликеро-водочного завода «Вятка» Станислав Федоров. А поймали Никитина на убийстве предполагаемого участника ОПГ «Перваки» Александра Ерусалимского в 2002 году. К слову, арестовали Папу только в 2004-м. Тогда же выяснилось, что лично он убил Фердика, о котором писали выше. Никитин тут же начал давать признательные показания, но Бурганов через Трифонова припугнул жену Папы, и тот отказался от своих слов.
Доказательств на Никитина собрали достаточно. В 2005 году он получил 25 лет лишения свободы, а последующие инстанции скостили срок до 22 лет. Вместе с ним «закрыли» его банду, несколько участников получили от 8 до 16 лет колоний.
Чем закончилась история ОПГ
Зачастую заказчики тех или иных убийств остаются ненайденными много лет. Сыщики смогли выйти на Бургана и компанию только к 2013 году. Только Болтаков не дожил: умер в 2008-м от онкологии.
Бургану предъявили руководство ОПГ, убийства Фердика, Кента, Федорова, покушения на Дерзаева, Малого и Хариса, приготовление к другим убийствам. В итоге Бургана в 2016-м приговорили к 19 годам колонии строгого режима. Никитину, которого судили вместе со всеми, добавили еще 2 года, а Трифонов и еще один участник ОПГ получили лишь по году лишения свободы.
В 2020-м в семье Бургана случилось горе. Его дочь Марта погибла под колесами автобуса в Казани. Поговаривают, что водитель автобуса ездил в колонию к Бургану приносить личные извинения. Сама группировка продолжила существовать. Так, в новогоднюю ночь 2020 года члены банды устроили массовую драку в ресторане «МЁD».