ВТБ прекратил сотрудничество с бизнесом миллиардера Олега Дерипаски
, попавшего под санкции, новые кредиты его компаниям банк не выдает, рассказал в интервью CNBC председатель правления ВТБ Андрей Костин.
«Конечно, мы больше не занимаем ему новых денег, не ведем никаких операций с ним, с UC Rusal и другими [его компаниями]», — сказал Костин, отвечая на вопрос о том, стоит ли банку пересмотреть отношения с бизнесом Дерипаски после новых санкций.
«Мы ждем решения Управления по контролю за иностранными активами (OFAC — подразделение Минфина США, занимается санкциями. — РБК). Это то, что мы должны делать», — заявил Костин. Ранее OFAC сообщило о готовности снять санкции с UC Rusal и En+, если доля Дерипаски в них сократится ниже 50%.
В ВТБ, тем не менее, «очень надеются на то, что проблема будет решена». «Потому что мы его большой кредитор, мы должны получить свои деньги и сделать это так или иначе», — добавил он.
На уточняющий вопрос о том, означает ли это, что ВТБ исключает в будущем любое сотрудничество с Дерипаской из-за действий Минфина США, Костин ответил: «Конечно, и с компанией (Rusal. — РБК), до тех пор пока санкции не будут сняты».
В отношении других миллиардеров, которые попали под санкции США, у главы ВТБ несколько другая позиция. По словам Костина, «очень тяжело определить», кто следующим попадет под санкции. «Выбор людей — как Дерипаски и Вексельберга — не имеет логики. Я не знаю, почему был выбран Вексельберг, а не кто-то другой. На месте Дерипаски или Вексельберга могли быть 200–300 человек. Мы не можем перестать работать со всеми крупными бизнесами в России. Мы продолжим, пока не будет конкретного решения», — заключил Костин.
Минфин США 6 апреля объявил о санкциях против 24 россиян и 14 компаний из России, среди которых были бывший президент En+ Дерипаска, предправления «Газпрома» Алексей Миллер, предправления ВТБ Костин, сенатор Сулейман Керимов и предправления группы компаний «Ренова» Виктор Вексельберг.
Из-за санкций США акции UC Rusal на Гонконгской бирже падали до исторического минимума. Спустя месяц после введения санкций компания оценивает их влияние на свой бизнес как негативное.
Санкции с UC Rusal и En+ могут быть сняты, если Дерипаска снизит долю в этих компаниях до уровня ниже 50%. Миллиардер уже покинул совет директоров En+ и в ближайшее время сократит свою долю в En+, что также приведет к потере им контроля над UC Rusal.
Доля ВТБ в En+ Дерипаски после IPO группы на Лондонской бирже в ноябре 2017 года составила 3,8%, еще 6,25% банк получил в рамках сделки РЕПО. ВТБ получил в залог этот пакет по кредиту, выданному AnAn Group (структура китайской CEFC), которая приобрела акции En+ на $500 млн в ходе IPO.
Китайская компания CEFC на днях объявила о дефолте по платежным обязательствам, сообщил Bloomberg. В начале мая стало известно о срыве сделки CEFC по покупке 14,16% акций «Роснефти» у Glencore и QIA в связи с тем, что она так и не была оплачена. В начале марта стало известно, что в отношении руководителя CEFC Е Цзяньмина было начато расследование. Общая сумма долгов CEFC достигла $4,8 млрд, указывает Bloomberg.
Представитель ВТБ отказался комментировать, продолжает ли обслуживать AnAn Group кредит банка.