Анатолий Чубайс обещал сделать гибкий планшет для российских школьников, но проект провалился: планшеты не пошли в массовое производство. Через несколько лет, однако, выяснилось, что планшеты поставляются в Китай.
«Роснано» инициировала банкротство производителя гибких дисплеев, компании «Пластик Лоджик». По данным реестра юрлиц «Федресурс», в 2022 году компания получила чистый убыток в 700 млн рублей.
В свое время проект гибкого планшета для школьников еще в 2011 году презентовал Анатолий Чубайс, который был тогда главой «Роснано». В разработку инвестировали несколько миллиардов рублей, но устройства так и не поступили в школы.
Сейчас госкорпорация передала в правоохранительные органы материалы о ходе реализации проекта. «Пластик Лоджик» основана в 2010 году в рамках проекта «Роснано» и британской Plastic Logic, которая занималась производством некремниевых дисплеев. За первые три года госкорпорация инвестировала в компанию 7 млрд рублей и получила почти 44% акций.
В рамках проекта планировалось построить в Зеленограде завод по производству гибких дисплеев мощностью 100 тысяч штук в год. В 2011 году Чубайс на встрече с тогдашним премьером Владимиром Путиным заявил, что компания уже разработала электронный учебник Plastic Logic 100, и даже показал ему один из экземпляров. Стоит отметить, что планшет, который Чубайс показал Путину, на камеру никто не гнул.
Устройство выглядело как обычная электронная книга с черно-белым несветящимся экраном. Как писал профильный портал CNews, который изучил технические характеристики планшета, девайс мог воспроизводить только текст и картинки (без видео), не поддерживал Wi-Fi и имел единственный разъем MicroUSB. Планшет, который протестировали журналисты, мог открывать только загруженные заранее учебники.
В 2014 году Счетная палата провела проверку «Пластик Лоджик». Выяснилось, что технологии не были закуплены, а завод в Зеленограде так и не был построен.
Через год Чубайс признал в интервью ТАСС, что проект провалился. После этого о планшете не вспоминали несколько лет. Пока пять лет назад Чубайс внезапно не заявил журналистам, что разработанный «Роснано» гибкий планшет поставляется в китайские школы. По его словам, для российского рынка такая техника оказалась дорогой, но на нее нашлись покупатели в КНР.
Вот что рассказал эксперт по мобильным технологиям Николай Турубар. В начале 2010-х годов он работал в журнале «Итоги», для которого внимательно следил за судьбой «Пластик Лоджик» и проводил регулярные тесты устройства:
— Я помню, как спецоперацию проводил, чтобы его достать на тест, очень не хотели его давать. Он все время был в режиме доработок и доделок, миллион раз спросили: какая у вас версия? То есть там был очень сложный момент с его логистикой, с его доставкой. Но в итоге он у меня оказался, и для школьных задач он был довольно хорошо упакован. В то время лидером среди планшетов была компания PocketBook, у которой уже были и цветные экраны, там было много всего продвинутого. А он был специально обрезан функционально, так мне говорили, антивандальные тогда моменты были. Подумал: ну, могут же, если хотят.
— Что затем пошло не так?
— Затем решили нагородить океан новых версий, развить целую ветку, и пошла меняться команда. Потому что я в какой-то момент понял, что общаюсь с людьми, которые только-только пришли. Все, что происходило потом, мало было похоже на нормальную продуктовую разработку, и были проблемы с руководством, с управлением, с командами, вот это все пошло. Даже переставали уже давать на тесты планшеты, потому что понимали, что там все очень плохо. Я помню, как они ходили, выискивали по рынку просто всех журналистов, у кого были планшеты, и пытались их забрать, чтобы никакая информация не просачивалась. Всегда говорили: ой, эта версия еще неокончательная, мы сейчас новую делаем. Когда ты берешь новую: и эта тоже неокончательная. Потом они сделали цветной экран, потом сгибать его научились, но сгибался плохо. В общем, там прям какой-то был уже зоопарк этих устройств, и уже было понятно, что это путь в никуда. Потому что уже в той первой версии, которую я видел, обрезанной, усеченной специально для детей, антивандальной и прочее, с ней можно было выходить на рынок, это было точно не стыдно. Это была эпоха, когда все хотели угодить президенту, попасть в струю инноваций, когда это все поощрялось. Слово инновации было словом года. Вот все подобные проекты, большинство из них, очень быстро загнулись именно потому, что наобещали, попали в струю, пообещали власти, позаигрывали, власть дала добро, а функциональной составляющей нормальной и не было.
— В 2019 году Чубайс заявлял, что его планшет в массовом объеме закупают в Китае.
— Цена вдруг увеличилась. Вроде как неправильно просчитали себестоимость, что-то с логистической цепочкой было не то. И в итоге Министерство образования просто не могло закупить по той цене, которую выкатили. То есть начинали с 10 тысяч за штуку, потом было 12 тысяч рублей, потом я цены менял в номере, три раза правил в течение трех недель. И потом она вышла на 25 тысяч рублей. 25 тысяч для школьника — это куда?
В апреле 2022-го новый глава «Роснано» Сергей Куликов попросил Генпрокуратуру проверить работу компании при Чубайсе. В его письме на имя генпрокурора говорилось, что за десять лет его руководства объем внешних долгов госкорпорации превысил 290 млрд рублей. За месяц до обращения Куликова в Генпрокуратуру Чубайс уехал из России.