СУ СКР по республике Мордовия отказало в возбуждении дела по факту гибели председателя совета директоров издательского дома «Собеседник», бизнесмена Левона Айрапетяна. Осенью 2017 год он умер в колонии, и родственники требовали от СК РФ возбудить дело о его убийстве. Они полагали, что предприниматель был отравлен, об этом он сам заявил близким за несколько часов до кончины. Однако взятые после гибели Айрапетяна образцы загадочным образом оказались испорчены.
Возбудить дело о возможном убийстве родственники просили в связи со странными обстоятельствами смерти бизнесмена. Он отбывал наказание в мордовской ИК-12. 19 октября 2017 года в Верховном суде Мордовии должны были состояться слушания, на которых Айрапетяна, скорее всего, освободили бы от дальнейшего отбытия наказания по состоянию здоровья. Накануне этого события, как выяснили близкие бизнесмена, двое неизвестных мужчин передали ему медицинскую посылку. Левон принял находившиеся там безобидные на вид лекарства, которые он использовал раньше, но неожиданно его состояние стало резко ухудшаться. 18 октября он потерял сознание. Придя в себя, первым делом попросил телефон у сокамерников и позвонил брату и другу. Им он сказал одно и то же: «Меня отравили. До утра не доживу. Не хороните меня без вскрытия».
В результате бизнесмен скончался. У него были взяты образцы органов и тканей. В заявлении о возбуждении дела близкие Айрапетяна просили провести экспертизу образцов, с помощью которой и можно было бы определить, имело ли место отравление. Доследственной проверкой занималось СУ СКР по республике Мордовия, которое на днях вынесло отказное постановление. В нем говорится, что факт передачи бизнесмену посылки неизвестными мужчинами установить не удалось. Также следователи зафиксировали незначительные нарушения в работе медиков колонии, однако пришли к выводу, что они не могли повлиять на «диагностирование, лечебный процесс и исход заболевания Айрапетяна». В итоге в возбуждения дела было отказано.
Как рассказал «Росбалту» адвокат Карен Нерсисян, который представляет интересы дочери Айрапетяна, на словах следователи ему сообщили, что в работе холодильного оборудования медучреждения, где хранились образцы взятых образцов тканей и органов умершего, произошел сбой. В результате они стали непригодны для экспертизы. «Все это очень подозрительно. Мы будем обжаловать отказное постановление и добиваться, чтобы проверкой занимался уже Центральный аппарат СКР», — высказал мнение Карен Нерсисян.
Обстоятельства смерти Айрапетяна вызвали подозрения у родственников в связи со следующими обстоятельствами. Бизнесмен был крайне богатым человеком: его состояние немногим не дотягивало до $1 млрд. Он владел десятками объектов недвижимости по всему миру — виллами в Нью-Йорке, Монако, Париже, трехуровневой квартирой в центре Москвы, особняками и заводами в Карабахе и т. д. Также ему принадлежала крупная коллекция картин, включавшая работы Казимира Малевича, Ивана Айвазовского, Минаса Аветисяна, Константина Коровина. Изюминкой собрания был портрет Евы Браун, написанный лично Адольфом Гитлером. Также у него была большая коллекция старинных ювелирных изделий, часов, драгоценных камней.
Бизнесмен владел пакетами акций крупных российских компаний, в том числе «Газпром
а». Находясь в колонии Айрапетян, как оказалось, выдал ряду лиц доверенности исключительно на управление своим имуществом, без права продажи. Однако в реальности значительная часть активов бизнесмена оказалась отчуждена.
В ходе наследственного дела выяснилось, что у Айрапетяна было много должников, которым он, еще будучи на воле, ссудил крупные суммы, достигавшие нескольких миллионов долларов.
Бизнесмен планировал 19 октября 2017 года выйти на свободу и навести порядок в своих делах: разобраться с многочисленными должниками, а также выяснить, куда пропали его активы. И буквально за сутки до возможного освобождения он скончался.
Напомним, Левон Айрапетян был арестован в рамках громкого расследования о хищении компании «Башнефть
» и сопровождавших этот процесс событий. Айрапетяну, в частности, инкриминировали мошенничество в отношении семьи бывшего сенатора от Башкирии Игоря Изместьева, который, отбывает пожизненный срок. Айрапетян был приговорен в апреле 2016 года к четырем годам колонии.