В горах Алтая подала сигнал полуживая стройка: в СМИ появились сообщения о том, что стартовал аукцион по продаже «незавершенки» на территории горнолыжного комплекса Манжерок. Это два гидротехнических узла, механическая система оснежения и еще несколько мелких лотов, общая стоимость которых составляет 252 миллиона рублей. Все бы ничего, но есть нюанс – контракты на строительство этих сооружений были уже подписаны в 2017 году, но спустя три года выяснилось, что объекты не достроены, а деньги испарились…
Ситуацией в 2020 году заинтересовались правоохранительные органы. Было возбуждено уголовное дело, и главным «стрелочником» в этой истории был назначен сам бывший вице-премьер республики Роберт Пальталлер – ни больше, ни меньше. Его подпись стояла под документами, на основании которых подрядчику было перечислено более 500 млн рублей. При этом работа была выполнена лишь частично, да и то крайне некачественно, а часть объектов, принятых в эксплуатацию, фактически так и осталась на бумаге. Ущерб бюджету был оценен в 136,7 млн рублей, а Пальталлер получил 14 лет – фактически по году за каждый десяток миллионов.
Кроме него, посадили и бывшего уже теперь гендиректора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Республики Алтай Михаила Карпенко. Ему дали пять лет колонии общего режима за превышение полномочий и растрату при строительстве системы оснежения горнолыжного комплекса «Манжерок».
Кроме того, суд установил, что при возведении комплекса чиновники незаконно обеспечили подрядчику, фактически сорвавшему строительство победу в аукционе.
Все эти уголовные дела едва ли не самолично инициировал руководитель Сбербанка Герман Греф, плод чьим патронажем ведется строительство горнолыжного курорта:
— Когда мы увидели, в каком состоянии стройка, я был в шоке — люди должны за это отвечать, — заявлял он. Вопрос, о том, почему строительство курорта не контролировалось на первоначальных этапах, и глава «Сбера» спохватился только тогда, когда все деньги были фактически украдены, остается открытым.
Песня строить… не помогает?
О красивом озерце на Алтае вся страна узнала в шестидесятых годах прошлого века после того, как Эдита Пьеха спела песенку «Манжерок», написанную к международному молодежному фестивалю, который проходил в этих местах.
Благодаря старому советскому шлягеру, будущий горнолыжный комплекс с аналогичным названием, в «раскрутке бренда» не нуждался: дело оставалось за малым – начать и закончить стройку. Тратиться на пиар, зазывать отдыхающих не надо: сами приедут посмотреть, «что такое Манжерок». Но новосибирская корпорация «Алемар», взявшаяся в начале двухтысячных годов за строительство курорта на горе Малая Синюха, не выдержала финансовых потрясений, разразившихся в результате кризиса 2008 года, и «приказала долго жить». После нее остался только примитивный кресельный подъемник, да несколько одноэтажных домиков без удобств. Для «своих» сойдет, но vip-гостей на такое не затащишь.
В 2012 году за дело «засучив рукава» взялся «Сбербанк».
Алтайским журналистам были озвучены самые радужные планы:
— Мы обсуждали перспективы курорта на высшем уровне в банке. Была презентована концепция его дальнейшего развития, которую разработала по нашему заказу австрийская компания, — рубил ладонью воздух председатель Сибирского банка Сбербанка Владимир Ворожейкин.
Впрочем, когда посыпались конкретные вопросы о планах строительства объектов, суммах вложений, сроках окупаемости средств и рентабельности проекта, Ворожейкин стал уклончивым, отделываясь общими фразами: «суммы будут приличные»… «мы доведем этот проект до логического конца»…
Насчет «приличных сумм» топ-менеджер не солгал, а вот по поводу «логическим концом» планов тех грандиозных планов стала, как мы видим, череда уголовных дел.
Там строим, здесь – ломаем
Надо заметить, что с 2012 по 2017 год, Герман Греф, ставший хозяином горного курорта имени легендарной песни, долгое время ходом строительства совсем не интересовался, и лишь вяло отбивался от вопросов журналистов о том, когда же обещанные «Сбером» планы сбудутся. Но потом вдруг «прозрел» и стал звать прокуратуру и полицию…
Но и после громких уголовных дел и посадок, вокруг строительства курорта «Манжерок» постоянно вспыхивают скандалы. Очень недовольны тем, во что превращается воспетое Эдитой Пьехой озеро, экологи. Подрядчики «Сбера» не посоветовавшись со специалистами, провели «расчистку» озера Манжерок, в результате чего место летнего отдыха туристов превратилось в грязную жижу. Местные активисты уверяют, что на озере исчезли кувшинки, на грани исчезновения находится популяция водного ореха чилима, который занесен в «Красную книгу». Неизвестно сколько лет потребуется водоему, чтобы восстановиться, быть может, полного восстановления вообще не произойдет…
После того, как в сети появился видеоролик о варварской вырубке леса в Манжерокском лесничестве, «возбудилась» местная прокуратура, пообещав провести проверку обнародованных фактов. Но чем закончилась проверка, пока неизвестно, хотя дело было в 2022 году. Скорее всего – ничем, так как рубка леса, по уверению местных активистов, продолжается…
Судебными разбирательствами обернулось строительство сберовскими подрядчиками административного здания, туалета, 25-мерового торгового ряда и смотровой площадки на берегу Катуни около памятника Шишкову.
Будет лучше или… как всегда?
Как бы то ни было в конце 2023 года «Сбер» открыл на горнолыжном курорте пятизвездочный отель на 304 номера. Цена за проживание здесь начинается от 35 тысяч рублей за сутки. Местные остряки уже прозвали эту горнолыжную гостиницу «Сбержирок». Гостям обещают «полный фарш»: двухуровневый детский развлекательный центр, конгресс-холл, пункты проката горнолыжного снаряжения, а также современные ски-сервисы для комплексной подготовки оборудования для катания…
Все это, конечно, здорово, но есть одно «но». На горнолыжный курорт люди едут преимущественно для того, чтобы покататься на горных лыжах. Ну, или, сноубордах, или других приспособлениях, способных скользить по снегу. А с последним здесь слабовато…
Поэтому, для полноценной работы горнолыжного курорта и необходимо соответствующее оборудование, способное производить снег даже в малоснежную погоду. Кто возьмется доделывать заброшенное оборудование, сломавшее карьеру целому ряду алтайских чиновников – пока не понятно. Стоимость лотов в 252 млн тоже смущает – в 2017 году, когда цены были совсем другими, было запланировано более 500 миллионов… Чем все закончилось – известно.
Как бы то ни было, в 2023 году строительство курорта посетил Михаил Мишустин, специально для которого Герман Греф провел экскурсию пообещав, что через 5 – 6 лет это будет горнолыжный курорт мирового уровня.
Если, конечно, опять, все не украдут… Как в прошлый раз.