Мосгорсуд утвердил вчера обвинительный приговор по одному из самых крупных и скандальных «экономических» уголовных дел последних лет — о создании бизнесменами Сергеем Магиным и Вадимом Рыбальченко организованного преступного сообщества (ОПС), которое незаконно обналичило более 120 млрд руб. Ранее оба они получили по восемь с половиной лет лишения свободы, однако большая часть их подельников была освобождена от наказания. Между тем адвокаты осужденных требовали их полного оправдания, а представители прокуратуры просили отправить лидеров сообщества в колонию на 15 лет.
Приговор Сергею Магину и остальным 11 фигурантам громкого расследования Пресненский райсуд Москвы вынес еще в конце прошлого года. Однако из-за большого объема дела апелляционные жалобы на приговор адвокаты осужденных подали лишь в июне, подробно изучив перед этим решение суда, которое зачитывалось три дня. Отметим, что за создание ОПС и незаконную банковскую деятельность (ст. 210 и ст. 172 УК РФ) обвинение в прениях сторон просило приговорить Магина и Рыбальченко к 15 годам «строгой» колонии каждого, а для десяти их подельников требовало от 6 до 14,5 года лишения свободы. Но суд, сняв часть эпизодов как в отношении лидеров ОПС, так и его рядовых членов, вынес относительно мягкий приговор. Сергей Магин и Вадим Рыбальченко получили по восемь с половиной лет в колонии общего режима, еще двое — Игорь Левин и Александр Плужник — по пять с половиной лет. Остальные же отделались условными сроками или были освобождены от наказания по амнистии. Такое решение Пресненского суда не устроило ни одну из сторон. Генпрокуратура, как рассказывал “Ъ”, просила суд восстановить «социальную справедливость» и назначить фигурантам именно то наказание, которое ее представители просили ранее в прениях. Адвокаты же получивших реальные сроки бизнесменов требовали полного оправдания, утверждая, что не было вообще никакого ОПС, занимавшегося незаконной обналичкой, а имелись лишь обычные взаиморасчеты между коммерческими структурами.
Начало рассмотрения жалоб неоднократно откладывалось по различным причинам, и решение Мосгорсуд вынес только вчера. Сначала перед тройкой судей выступил сам Сергей Магин с короткой речью. После этого было оглашено постановление — как представление Генпрокуратуры, так и жалобы адвокатов были оставлены без удовлетворения. Единственное изменение, сделанное судом апелляционной инстанции: снижение сроков на полгода каждому Левину и Плужнику. Обжаловать или нет решение суда, обвинение, скорее всего, определит после изучения мотивировочной части, так как вчера судьи огласили лишь короткую резолютивную часть. Между тем информированные источники “Ъ” предположили, что со стороны осужденных жалобы в кассационную инстанцию подадут лишь адвокаты Сергея Магина и Вадима Рыбальченко. Игорю Левину и Александру Плужнику обжаловать измененный приговор нет смысла, так как они уже провели в СИЗО с момента ареста летом 2013 года более четырех лет и могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение.
Любопытно, что дело Сергея Магина тесно связано с именем бывшего начальника ГУЭБиПК МВД — уже разжалованного генерал-лейтенанта полиции Дениса Сугробова. Под его руководством по поручению межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям во главе с помощником президента РФ Евгением Школовым была выявлена крупнейшая «обнальная площадка». Ее деятельность курировал бизнесмен Сергей Магин, официально занимавший скромную должность председателя ТСЖ «Панорама». При этом в финансовых кругах он был известен как теневой хозяин ряда коммерческих банков по прозвищу Сережа Два Процента за самые незначительные ставки по обналичке, которые он с лихвой возмещал огромными масштабами перекачанных средств. После ареста летом 2013 года Сергей Магин категорически отрицал свою вину в каких-либо незаконных операциях. Между тем следователи и оперативники МВД утверждали, что через ОПС Магина прошли сотни миллиардов рублей, обналиченных и выведенных за рубеж. Впрочем, в суде фигурировала уже гораздо меньшая сумма — 122 млрд руб. Интересно также, что дело группы Магина было выделено следствием в отдельное производство, а большое расследование официально еще не завершено. В ходе предварительного следствия и суда адвокаты фигурантов громкого дела не раз просили допросить сотрудников ГУЭБиПК, которые инициировали в свое время расследование, а позже во главе со своим шефом генералом Сугробовым сами оказались на скамье подсудимых за создание ОПС. По данным СКР, свое сообщество борцы с коррупцией создали ради продвижения по службе, получения премий и наград, а добивались они этого, фабрикуя уголовные дела.
Процесс по делу полицейских начался вскоре поступления в суд уголовного дела Сергея Магина. Бывших офицеров ГУЭБиПК в суде, кстати, по делу об обналичке так и не допросили, за исключением одного единственного сотрудника. Между тем сам поймавший «обнальщика номер один» Денис Сугробов получил по приговору суда 22 года лишения свободы, а его бывшие сотрудники — от 17 до 20 лет. Кстати, апелляционная жалоба на этот приговор будет рассмотрена в Верховном суде через неделю.