Охранники президента возвели для себя элитный поселок в 2 км от резиденции Путина
Охранники президента возвели для себя элитный поселок в 2 км от резиденции Путина
Издание нашло крупнейшего землевладельца в усадьбе, где селятся генералы ФСБ и ФСО. Им оказался статс-секретарь ФСО, семья которого владеет недвижимостью на сумму около 900 млн рублей.
Офицеры Федеральной службы охраны и их коллеги из госбезопасности предпочитают селиться рядом с резиденцией
Владимира Путина «Ново-Огарево». В 10 минутах езды от владений первого лица страны, обнаружили закрытый элитный поселок «Знаменские просторы», в котором живут в основном бывшие и нынешние сотрудники спецслужб – управляющий делами президента, предполагаемая сестра экс-главы «банковского» управления ФСБ, братья губернаторов Тульской и Ярославской областей (выходцев из ФСО), вероятная родственница главы охраны
Дмитрия Медведева.
Но больше всего земли в поселке принадлежит семье статс-секретаря ФСО Николая Кондратюка, которого называют «завхозом
Виктора Золотова», бывшего руководителя службы безопасности президента (СБП ФСО), а ныне командующего Росгвардией.
Лицо президентской охраны«Не прекращаются попытки радикальных сил воздействовать на внутриполитическую ситуацию в Российской Федерации. Органы государственной власти и граждане столкнулись с новыми вызовами и угрозами», – Николай Кондратюк на долю секунды отвлекся от бумаг, лежавших перед ним на трибуне, посмотрел на зал из-под очков-половинок и продолжил читать, запинаясь.
Весной 2017 года невысокий, с залысиной, в немного мятом костюме 63-летний статс-секретарь Федеральной службой охраны представлял в Госдуме законопроект, который расширял полномочия ФСО и, в частности, разрешал ведомству засекречивать информацию об имуществе чиновников. Депутаты задали генералу несколько дежурных вопросов, после чего одобрили документ. Летом он был подписан президентом.
Кондратюк – единственный высокопоставленный сотрудник ФСО, который периодически выступает публично. Так, он высказывался в поддержку блокировки мессенджера Telegram, предлагал запретить полеты квадрокоптеров над охраняемыми объектами, выступал на открытии выставки автомобилей Николая II и принимал детей офицеров ФСО в ряды «Юнармии».
Такая открытость – редкость для одного из самых секретных ведомств в России. Руководители спецслужбы, за исключением Кондратюка, не общаются с прессой, ее структура держится в тайне. При этом ФСО в последние годы – едва ли не главная кузница кадров: из числа бывших охранников
Владимира Путина набирают глав регионов и даже министров. Теперь все хорошо знают губернатора
Алексея Дюмина и главу МЧС Евгения Зиничева. Но до подобных назначений генералы ФСО известны только узкому кругу приближенных к
Владимиру Путину.
На фоне такой секретности Николай Федорович Кондратюк заметно выделяется. Это человек из поколения Путина, с похожим бэкграундом. Родился в 1954 году, всю жизнь проработал в органах госбезопасности, говорит собеседник, близкий к руководству ФСБ.
Его карьера пошла в гору после того, как Путин обосновался в Кремле.
В 2002 году Кондратюк вместе с сослуживцами по ФСО учредил некоммерческое партнерство «Заря». Вскоре «Заря» приобрела землю в деревне Солослово у «Агрокомплекса Горки-2» (владельцы – участники списка Forbes
Давид Якобашвили и
Гавриил Юшваев, а также Тимофей Клиновский, которого называют «хозяином Рублевки») и распределила ее между сотрудниками Федеральной службы охраны.
Кондратюк играл в этом процессе ключевую роль, писала «Новая газета». «Он близок к Виктору Васильевичу (Золотову, в то время руководителю службы безопасности президента). Считайте его таким “завхозом при Золотове”», – говорил изданию бывший сослуживец Кондратюка. По подсчетам «Новой», выручка «Зари» от продажи участков составила лишь 6 млн рублей, хотя их рыночная стоимость примерно в 60–120 раз больше.
Глава Росгвардии Виктор Золотов и директор ФСО Дмитрий Кочнев сыграли не последнюю роль в карьере Николая КондратюкаВ 2000-е годы Кондратюк в статусе прикомандированного сотрудника трудился в столичной мэрии в качестве помощника
Юрия Лужкова, а затем получил первую публичную должность. В 2008–2012 годах он возглавлял администрацию Одинцовского района Подмосковья, на территории которой находятся резиденции первых лиц государства и где уже обосновалось партнерство «Заря».
Местная пресса сообщала, что он оставался действующим генералом ФСО и ушел с поста одинцовского руководителя, чтобы перейти в центральный аппарат спецслужбы. За четыре года местные жители так толком и не познакомились с главой района: «Мало кто из граждан вообще знает, как выглядит уже бывший руководитель администрации. Не говоря уже о декларации его доходов, которую граждане Одинцовского района так и не увидели».
Но одинцовского начальника ждала новая миссия. В 2014 году, спустя месяц после присоединения Крыма, на полуострове было создано подразделение ФСО, которое возглавил Кондратюк. В этой должности он проработал до 2017 года, после чего (как и другие тайные и явные герои Крыма) сделал стремительную карьеру в центральном аппарате, выдвинувшись в число первых лиц спецслужбы и став статс-секретарем и замдиректора ФСО.
Декларации Кондратюка доступны на сайты ФСО с 2016 года. За это время он заработал почти 35 млн рублей, но лишь за счет продажи недвижимости в 2018 году. Впрочем, генерал, вероятно, куда более состоятельный человек.
Знаменские просторы«Территория поселка имеет несколько уровней охраны. Профессионалы ЧОП военизированы, делают обход территорий. Пропуск осуществляется только через ворота КПП, – гласит описание на сайте риелторского агентства. – Это место выбирают солидные, состоятельные, приличные люди. Если вы хотите приобщиться к размеренной жизни, найти приветливых интеллигентных соседей-приятелей, отдохнуть в экологически чистой зоне, то выбирайте жилье здесь».
Типовой объект на продажу в «Знаменских просторах» – участок около 18 соток и дом площадью 500 кв. метров, щедро украшенный башенками и балкончиками. Такая недвижимость обойдется в скромные по местным меркам 70 млн рублей. Более сложные дизайнерские решения стоят дороже. Например, за 25 соток земли и 800 кв. метров дома, а также за цветастые обои, массивную темную мебель, тяжелые хрустальные люстры, гобелены со сценами охоты, оранжевый диван и зеркала в золотых рамах просят почти 152 млн рублей. В среднем одну сотку без строений на участке можно купить за 2,1 млн рублей.
Поселок «Знаменские просторы»Вокруг лес и излучина Москвы-реки, чуть севернее – усадьба Петрово-Дальнее, принадлежавшая княжескому роду Голицыных. Но главное, «Знаменские просторы» – один из самых близких к резиденции президента элитных поселков: до «Ново-Огарево» всего два километра, если двигаться в сторону Москвы. Дорога идет через лес мимо нескольких объектов ФСО, но для обитателей поселка это вряд ли станет преградой: многие из них и сами служили в ведомстве или до сих пор там работают, причем на руководящих должностях.
Среди них – семья Николая Кондратюка. Родственникам генерала и связанным с ним лицам принадлежит почти 1,85 гектар земли в «Знаменских просторах», следует из данных
Росреестра. Для сравнения – столько же занимали бы два с половиной футбольных поля столичного стадиона «Лужники».
Самому статс-секретарю сейчас принадлежит только один участок (он был куплен в 2005 году и указан в декларации). Остальные записаны на Глеба Николаевича и Олега Николаевича Кондратюков. Так зовут сыновей замдиректора, писала «Новая газета». Олег родился в 1987 году, Глеб – в 1989 году. Осваиваться на рынке подмосковной недвижимости они начали в весьма юным возрасте: когда им было 17 и 15 лет соответственно, они получили землю в деревне Солослово. В «Знаменских просторах» собственность у них появилась в 2009–2014 годах.
В подсчетах владений семьи генерала учел соседку Глеба Кондратюка – Ольгу Александрову. Формально по кадастровой карте их участки не объединены и лишь находятся рядом друг с другом. Но в действительности они обнесены одним забором.
А расположенный на этих участках дом принадлежит Александровой и Кондратюку поровну. Маловероятно, что сын генерала стал бы делить недвижимость с незнакомым человеком.
Два участка сейчас пустуют, их площадь – 6164 кв. метра, а стоимость – почти 130 млн рублей. Еще один участок площадью 1500 кв. м Кондратюк-старший продал еще в 2002 году. Сейчас такой участок мог бы стоить 31,5 млн рублей.
Остальная земля застроена: у Кондратюков и Александровой шесть домов, из которых два – это таунхаусы на две семьи. Три дома по 500 кв. метров и земля под ними обойдутся в 70 млн рублей, 300 кв. метров в таунхаусе (это ровно половина дома) – по 40 млн рублей.
Вероятно, это инвестиционная недвижимость: она выставлена на продажу.
Участок в 3459 кв. метра и дом площадью чуть больше 650 кв. метров не продается, но зато на сайтах риелторов можно найти соседнюю дачу схожую по параметрам с домом Кондратюков. Дачу оценивают в 363 млн рублей.
Рыночная стоимость всей недвижимость семьи статс-секретаря ФСО в «Знаменских просторах», если суммировать вышеупомянутые цифры, может составлять около 894 млн рублей. При годовом доходе почти 11,7 млн рублей (именно столько в среднем Кондратюк зарабатывал ежегодно в 2016–2018 годах) статс-секретарю потребовалось бы около 76 лет, чтобы приобрести всю упомянутую недвижимость.
Сыновья генералаЮноша убрал руку за спину, достал пистолет и сделал несколько выстрелов почти в упор. Пули попали в подбородок и грудь Владимиру Вдовиченкову. Это не сцена из сериала «Бригада», который сделал актера знаменитым. Инцидент произошел в ноябре 2010 года в центре Москвы: два кроссовера не смогли разъехаться на узком участке дороги, водители повздорили и едва не подрались. Казалось, что конфликт исчерпан, Вдовиченков уже садился за руль, но неожиданно оказался под огнем.
Из больницы его отпустили в тот же день: оружие было травматическим и не нанесло серьезного вреда. А правоохранительные органы вскоре прекратили проверку, поскольку автомобилисты отказались от взаимных претензий и забрали заявления.
Стрелявшим в актера был 21-летний Глеб Кондратюк, младший сын Николая Кондратюка. В то время он вместе с братом учился в МГИМО по программам «международное частное и гражданское право» и «финансовая экономика: рынок ценных бумаг». Ничто не свидетельствует о том, что после университета они смогли заработать состояние, чтобы самостоятельно купить элитную недвижимость на Рублевском шоссе: по крайней мере, они не занимают руководящих постов в российских компаниях и не владеют долями в организациях, следует из реестра юридических лиц.
Три года назад Глеб Кондратюк оформил ИП, но неизвестно, насколько эта деятельность может быть прибыльна. В последние два года сын статс-секретаря активно вкладывает средства в покупку на тендерах имущества должников и городской собственности.
Так, одно из самых выгодных его приобретений – нежилое помещение площадью более 650 кв. метров на улице Вавилова недалеко от метро «Профсоюзная». При стартовой цене 71,3 млн рублей этот лот достался ему за 39,2 млн рублей. Еще одна покупка – гостиничный комплекс в Тарусском районе Калужской области: 1,5 гектара земли и четырехэтажное здание при оценочной стоимости в 45,7 млн рублей досталось Кондратюку-младшему за 17,1 млн рублей, следует из конкурсной документации.
Нет упоминаний и о бизнесе Аллы Кондратюк, которую «Новая газета» называла женой генерала. Судя по выпискам из
Росреестра, супруги расстались в 2011 году, поделив жилье. У Аллы Кондратюк осталась небольшая квартира на Плющихе. Сам замдиректора ФСО и его сыновья владели с 2009 года квартирой на Осенней улице в Крылатском, но летом 2019 года продали ее.
Угодья Дюминых, Михеевых и МироновыхНемалая часть «Знаменских просторов» в разное время принадлежала офицерам госбезопасности, в первую очередь – выходцам из ФСО.
Так, пустующий участком площадью 3082 кв. метра с 2005 года владел нынешний глава управления делами президента Александр Колпаков. До 2014 года он «длительное время и на высоких должностях занимался в ФСО хозяйственной работой» и работал в должности замруководителя службы специальной связи и информации ФСО.
В 2015 году он, как следует из данных
Росреестра, продал землю. Его декларации позволяют предположить, что за участок он выручил примерно 69 млн рублей – именно столько составляет разница между его доходами в 2014 и 2015 годах; другую недвижимость он не продавал.
Неподалеку на 33 сотках стоит дом площадью почти 1200 кв. метров, который принадлежит Наталье Николаевне Михеевой. Стоимость этих владений может превышать 400 млн рублей. На Наталью Михееву, предполагала «Новая газета», записана недвижимость начальника охраны
Дмитрия Медведева, заместителя начальника СБП ФСО Михаила Михеева.
«Донести информацию до Медведева можно было, в частности, через начальника его охраны – Михаила Михеева, – писали “Ведомости” (сейчас публикации нет на сайте). – У Медведева с Михеевым сложились доверительные отношения. И мягкость Медведева привела к тому, что к Михееву с просьбами стали приходить разные бизнесмены».
Тут же родня других важных выходцев из ФСО. Например, двумя участками владел девелопер Евгений Миронов – брат губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова, работавшего в службе безопасности президент.
А один из центральных домов в поселке занимает другой девелопер – Артем Дюмин, брат губернатора Тульской области
Алексея Дюмина, тоже служившего в СБП. Несколько участков Артем Дюмин купил в «Знаменских просторах» у Ирины Климентьевой, жены первого замдиректора ФСО и личного адъютанта президента Олега Климентьева.
С ними соседствуют выходец из КГБ, бывший генсекретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа и Ангелина Мефодьевна Балуевская – супруга бывшего главы Генштаба и члена Совета безопасности России Юрия Балуевского.
Еще несколько участков принадлежали Ларисе Геннадьевне Ворониной. Так же зовут сестру бывшего главу управления «К» службы экономической безопасности ФСБ Виктора Воронина, писал РБК и подтверждает собеседник, близкий к руководству ФСБ.
Воронин занимал этот пост в 2004–2016 годах и отвечал за борьбу с коррупцией в банковском секторе и в других финансовых учреждениях. Весной 2019 года по обвинению в получении взяток были арестованы бывшие подчиненные Воронина, которые могли быть связаны с «крышеванием» банков.
Один участок площадью 2499 кв. метров был в собственности у Ларисы Ворониной в 2007–2011 годах. Рыночная стоимость этой земли могла составлять около 52,5 млн рублей. Вскоре после продажи недвижимости сестра генерала ФСБ получила 10% в группе компаний «Благо».
Это один из крупнейших производителей растительного масла в России, существующий на рынке с 1993 года. Бывший заместитель министра сельского хозяйства
Алексей Бажанов обвинял основного владельца ГК «Благо» Аркадия Фосмана и генерала Воронина в рейдерском захвате его бизнеса.
В собственности у Ларисы Ворониной был еще один участок площадью 3668 кв. метра, который она купила в 2013 году, построила там дом (832,7 кв. метра) и гараж (228,1 кв. метра). Примерная стоимость – около 300 млн рублей. Эту недвижимость она продала в конце июня 2019 года. Сделка совпала по времени с арестом экс-сослуживцев бывшего начальника управления «К».
Номера ЗиничеваО характере отношений генералов-охранников Путина говорит и другой факт. Они не только селятся вместе в элитных усадьбах, но даже передают друг другу – вероятно, в качестве своеобразных оберегов – элитные номера автомобилей «защитной» серии КМР77. Такими сочетаниями обычно пользуются в МВД и в ФСБ, но в последние годы номер можно легально приобрести через дорожную автоинспекцию. Удается это, впрочем, немногим.
«Приобретая блатной номер КМР77, вы оградите себя от откровенного хамства на дороге, избавитесь от необоснованных претензий ГИБДД и сможете чувствовать себя за рулем более комфортно и безопасно», – отмечают перекупщики, предлагая приобрести у них номер за 400 тысяч рублей.
Как рассказали два собеседника, у которых есть доступ к базе ГИБДД, один из номеров достался сыновьям Кондратюка после того, как им пользовался уже упоминавшийся Евгений Зиничев – личный адъютант президента, который за свою карьеру непродолжительное время возглавлял Калининградскую область, занимал пост замдиректора ФСБ, а сейчас руководит МЧС.
***
Неизвестно, за сколько именно офицеры госбезопасности и их родственники приобретали землю в «поселке охранников». Но по косвенным признаком можно судить о том, что она досталась им значительно дешевле рыночной стоимости. Так, первыми владельцами «Знаменских просторов» были «Агрокомплекс Горки-2», который на порядок дешевле продавал охранникам президента земли в Солослово, и компания «Ветерок».
В отчетности агрокомплекса можно найти упоминания о стоимости продажи некоторых участков в «Знаменских просторах» – она в десятки раз ниже той цены, которую сейчас указывают на сайтах риелторских агентств. «Ветерок» не публикует детальную отчетность, но можно предположить, что эта земля не принесла фирме баснословной прибыли: бухгалтерские бумаги организации доступны с 2009 года, и за все это время максимальная выручка не превышала 2 млн рублей.