Вчера стало известно о том, что следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил два новых уголовных дела в отношении генерала Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Александра Бульбова. К обвинениям в коррупции и организации незаконного прослушивания телефонных переговоров следствие намерено добавить статьи о мошенничестве и превышении должностных полномочий. "В суде инкриминируемые мне деяния никаких перспектив не имеют",— заявил "Ъ" господин Бульбов, которого сегодня следствие намерено допросить по существу новых дел.
Два уголовных дела — по ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения) и ч. 1 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) — были возбуждены в отношении генерала Бульбова 7 апреля. Узнал же он об этом на днях, когда по почте ему пришло соответствующее уведомление от следователя.
Суть вменяемого Александру Бульбову мошенничества заключается в том, что, перейдя на работу в ФСКН, он продолжал получать пенсию в ФСБ, что запрещено законом. "Я не знал о таком положении, но незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Поэтому с формальной точки зрения все правильно, но на мошенничество это, по-моему, никак не тянет. К тому же, узнав об этих претензиях, я сразу же вернул все полученные деньги — 600 тыс. руб.— в бюджет",— заявил "Ъ" господин Бульбов.
Превышение же должностных полномочий следователи усмотрели в получении генералом документа оперативного прикрытия, так называемого спецталона, запрещающего сотрудникам милиции досматривать его автомобиль. "О том, что я имел право на такой документ и он был получен мной на абсолютно законных основаниях, знали все кому это положено: и ФСБ, и МВД",— пояснил Александр Бульбов.
Новые претензии следствия генерал Бульбов назвал "местью за работу ФСКН по делу о контрабанде мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита" и реализацией заказа", суть которых сводится к тому, чтобы посадить его во что бы то ни стало.
Напомним, что господин Бульбов был задержан сотрудниками ФСБ 1 октября 2007 года в аэропорту Домодедово. Как следует из материалов дела, он обвиняется в том, что платил по $50 тыс. в месяц другому обвиняемому в незаконном прослушивании телефонных переговоров коммерсантов и политиков сотруднику МВД Михаилу Яныкину. Кроме того, генералу инкриминируют то, что с октября 2003 по сентябрь 2007 года он вымогал у коммерсантов ежемесячно по $4 тыс. "за обеспечение безопасности". 31 октября 2008 года Александру Бульбову предъявили обвинения в окончательной редакции по пяти статьям УК: ст. 138 (нарушение тайны телефонных переговоров), ст. 174 (легализация доходов, полученных преступным путем), ст. 286 (превышение должностных полномочий), ст. 290 (получение взятки в крупном размере) и ст. 291 (дача взятки). Однако Генпрокуратура отказалась утвердить это обвинительное заключение, обнаружив в нем многочисленные нарушения, и направила его на новое расследование. В частности, надзорная инстанция сочла, что необходимо выделить в отдельное производство дело в отношении восьми из десяти обвиняемых по этому делу, непосредственно участвовавших в прослушках и вымогательствах, расследовать его и направить в суд. Дело же в отношении Александра Бульбова и его секретаря Марины Ковалевой должно расследоваться отдельно от общего дела.
Тем временем 13 ноября 2009 года у господина Бульбова истек предельно допустимый срок содержания под стражей, и он вышел на свободу. Сейчас наркополицейский находится в отпуске, который продлится до 1 июля 2010 года, после чего он планирует вернуться на службу. Между тем срок следствия по первому делу продлен до 11 июня 2010 года.
"Сегодня меня вызвали на допрос по новым делам, и я думаю, что меня снова арестуют, именно с этой целью все и затевалось. Однако я считаю, что никакой судебной перспективы эти дела не имеют",— заявил "Ъ" генерал Бульбов. При этом он отметил, что 7 апреля, когда были возбуждены дела о мошенничестве и превышении должностных полномочий, его впервые за 30 месяцев расследования основного дела вызвали в СКП и допросили по существу. "О том, что в отношении меня возбудили еще два уголовных дела, мне тогда никто не сообщил",— заявил Александр Бульбов.