Генерал-майор Сергеев «зашел» в криминальный мир

Источник
Полиция Южного Урала рушит наработанные схемы ради карьеры своего шефа.
Правоохранительные органы Челябинской области в последние месяцы лихорадит: ради разовых акций по задержанию известных в мире криминалитета людей за борт выбрасываются месяцами нарабатывавшиеся схемы. Ряд источников Znak.com в силовых структурах утверждает, что причина – в нежелании действующего начальника ГУ МВД по Южному Уралу Андрея Сергеева надолго задерживаться в регионе. «На таких громких задержаниях быстро заработает звездочки и уйдет на повышение, а мы тут останемся расхлебывать», — переживают наши собеседники.
 
Челябинские силовики, работающие «на земле», отмечают: в последние месяцы в областном центре и других крупных городах отмечается резкий рост уличной преступности. Понятно, что отчасти это связано с экономическим кризисом, оставившем без средств к существованию множество сокращенных и так и не нашедших новой работы людей. Однако оперативники самых разных силовых ведомств сходятся в одном: немалая заслуга в «раскачивании» криминальной «лодки» принадлежит полицейскому главку. Хотя в последнем выступлении начальника ГУ МВД по Челябинской области генерал-майора Андрея Сергеева (назначен в регион в 2014 году, до того руководил ГУ МВД по Хабаровскому краю; имеет многолетний опыт работы в криминальной милиции) звучали весьма жизнеутверждающие цифры.
 
Но официально оптимистичный настрой полиции в конце июля сбил заместитель генерального прокурора РФ Юрий Пономарев, прибывший в Челябинск на коллегию своего надзорного органа. Позже информацию Пономарева при общении с журналистами подтвердил руководитель следственного управления СК РФ по Челябинской области Денис Чернятьев. Оба высокопоставленных силовика в один голос отмечали повышение уровня уличной преступности: тяжкие и особо тяжкие преступления «выросли» на 15%, общее количество криминальных эпизодов на Южном Урале по сравнению с 2014 годом подскочило на 19%, в то время как в среднем по Уральскому федеральному округу показатель в три раза ниже.
 
«Причин тут, конечно, несколько, — рассказал корреспонденту Znak.com офицер МВД, попросивший не называть его имени. – Но одна из основных – задержание в конце зимы Илхама Османова, которого называют «смотрящим» по Челябинску».
 
Наш собеседник продолжает: «Османов, понятно, — бандит, пробу ставить негде. Но именно он активно сотрудничал с правоохранителями, «гасил» многие конфликты, которые могли вылиться в кровавые разборки. За всех не скажу, но именно Османову, а вовсе не правозащитникам или силовикам, принадлежат по праву лавры урегулирования бунта в челябинском СИЗО-1, произошедшего в ночь на 9 декабря 2014 года. А «взяли» Османова на поистине смешной вещи».
 
Задержание произошло 3 марта. По данным следствия, за несколько дней до этого, 17 февраля 2015 года, Илхам Османов и два его подручных – Александр Кириченко и Олег Митрясов – в челябинском кафе «Ангел А» потребовали от местного бизнесмена передать им 11,2 млн рублей и автомобиль «Фольксваген Пассат». В отношении всех троих возбудили уголовное дело о вымогательстве (часть 3 статьи 163 УК РФ), причем утверждалось, что у Османова изъят пистолет с глушителем.
 
«Версия, озвученная для СМИ, лжива, — безапелляционно утверждает источник Znak.com в силовых структурах. – Речь у Османова с бизнесменом действительно шла о деньгах. Но, во-первых, никто не озаботился проверить, что потерпевший в этом деле – известный по всей России «обналичник» Евгений Полицковой. Тот попросту присвоил крупную сумму, переданную ему для легализации из Москвы, а Османов прижал его за это и требовал вернуть деньги хозяину. В описанном в СМИ эпизоде, кстати, речь шла не об 11 млн, а о 2 млн рублей. Что касается эпизода с якобы изъятым пистолетом – то и тут все не совсем так. У Османова и его подручных «стволов» при себе не было. Им приписали пистолет с глушителем, изъятый в ходе разработки конкурирующей с Полицковым группы некоего Мартынова. Кстати, за этот самый пистолет уже осужден по 222-й статье (незаконное хранение оружия – прим. ред.) какой-то молодой парень из «торпед» Мартынова. По сути, Османова сдали конкуренты. Бог с ними, но, когда он оказался в СИЗО, некому стало сдерживать на улицах Челябинска расплодившихся молодых отморозков».
 
«Коллеги сами не рады такому повороту дела, но у них есть четкий приказ: довести дело Османова до конца», — утверждает наш собеседник.
 
На этой неделе, вечером 25 августа, Османов, Кириченко и Митрясов были отпущены судом под домашний арест. Во всех силовых ведомствах, кроме полицейского главка, по неофициальным данным, вздохнули спокойней: оказавшийся на относительной свободе Османов, полагают оперативники из разных контор, сумеет хотя бы частично пригасить грозящую захлестнуть Челябинск волну насилия.
 
Однако за такое решение может пострадать судья Центрального районного суда Челябинска Николай Максимкин. Тот, по оценке офицеров разных правоохранительных структур, – человек сложный и неуступчивый. На него в свое время обижались следователи и оперативники и МВД, и ФСБ, и ФСКН: при вынесении, например, меры пресечения Николай Максимкин руководствуется не неофициальным «заказом» от высокопоставленных силовиков, а буквой закона, в связи с чем зачастую смягчает известным преступникам меру пресечения. Так вышло и с Османовым. По данным самих силовиков, обвинение Османову в вымогательстве зиждется едва ли не на одной обращенной к Полицковому фразе. Этого для очередного продления срока содержания под стражей судье показалось недостаточно.
 
«Полагаю, и «слив» на авторитета, и вообще внезапная февральская активизация по Османову – дело рук одного весьма известного в ГУ МВД человека, — рассуждает один из знакомых с подробностями дела Османова адвокатов. — Это замначальника нынешнего управления по борьбе с организованной преступностью Ринат Камалетдинов. С подачи Камалетдинова, кстати, произошла и эскалация дела о «маршрутных войнах», в рамках которого сейчас находится на скамье подсудимых бывший полицейский офицер, ныне – директор ООО «Консул» Сергей Вербовский. Ветераны полиции наверняка вспомнят, что когда-то Вербовский и Камалетдинов были прочно знакомы и вместе работали».
 
Вербовский, напомним, задержан в декабре 2014 года по подозрению в совершении серии поджогов маршрутных такси конкурентов и попытке выдавить с выгодных линий, например, автобусы ООО «Аль-Транс» предпринимателя Алевтины Даутовой. В настоящее время расследование его уголовного дела уже закончено, завтра, 28 августа, в суде продолжится предварительное заседание. Но ряд силовиков сомневаются, что в деле Вербовского все так просто.
 
«Вербовский слишком умен, чтобы бегать по ночам с «коктейлями Молотова» и жечь чужие «Газели» и «Пазики», — рассказал один из офицеров МВД, знающий его лично.
 
По словам нашего собеседника. «скорее всего, Вербовский выступал этаким мозговым центром, предлагал конкурентам «идти под крышу» к конкретному человеку; силовые акции на деле совершали подручные его партнера из криминальной среды по фамилии Пузиков».
 
И уж совсем несуразным в глазах силовиков, знающих подноготную челябинского криминального мира, выглядит повод для задержания в марте 2015 года Рахмана Абдуллаева – бывшего подручного Османова, ныне от него сильно отдалившегося. Тогда, напомним, сообщалось, что Абдуллаев был задержан в рамках проверки оперативной информации по убийству авторитета Панькова (ноябрь 2014 года) и по причастности его опять-таки к вымогательству крупной суммы у челябинского предпринимателя. Вместе с авторитетом прихватили и около десятка его подчиненных. Однако, по данным Znak.com из разных силовых структур, «жертва» Абдуллаева – профессиональный альфонс, укравший круглую, до 10 млн рублей, сумму у нескольких богатых бизнес-леди областного центра. Одна из них обратилась за помощью к Рахману Абдуллаеву, а полицейские, таким образом, взяли авторитета во время «работы не по специальности»: он не занимался своим обычным промыслом, а «уговаривал» мошенника вернуть деньги обманутой экс-любовнице.
 
«Странные случаи задержания по натянутым поводам. При этом в области рушатся реальные схемы, по которым оперативники ФСБ, МВД, других силовых структур подбирались к бандитам, чтобы прижать их по-крупному и оптом, — резюмирует один из отставных офицеров УФСБ по Челябинской области. – А причина, на наш взгляд, одна. Разрушение всей оперативной сети Челябинска производится, чтобы добавить заслуг конкретному человеку – «варягу» из Хабаровска Сергееву. Словом, ситуация не радужная: генералы приходят и уходят, а криминальная обстановка становится все напряженнее. И инструменты для борьбы с нею у рядовых «полевиков» выбивает их же начальство».