Уже несколько месяцев представители ЛГБТ-сообщества пытаются провести в каком-либо из регионов России гей-парад: в администрации областных центров с мая этого года приходят уведомления об аналогичных акциях. Власти субъектов спешно рапортуют общественности о том, что не допустят проведения таких мероприятий. В большинстве случаев чиновники ссылаются на закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних граждан, а где-то просто отказывают, не предлагая альтернативного места для мероприятия. На прошлой неделе волна докатилась до Урала: ни в Екатеринбурге, ни в Челябинске, ни в Кургане инициатива не прошла. О том, что же это за масштабная акция, мы решили спросить у ее инициатора – правозащитника, активиста ЛГБТ-движения, основателя проекта GayRussia.ru, главу Московского гей-прайда Николая Алексеева.
— Николай, заявки о проведении акций были поданы практически одновременно в половине субъектов РФ. Почему это делается осенью, приурочено это к каким-то датам?
— Неверно, мы начали эту кампанию еще в мае, когда были охвачены первые регионы. Продолжили в сентябре-октябре. Это не приурочено ни к каким датам. На данный момент охвачено 46 субъектов РФ.
— Подавались ли ранее заявки настолько масштабно?
— Ничего подобного не было ни в истории России, ни в мировой практике. Это самая масштабная кампания за свободу собраний ЛГБТ.
— Какова цель вашей акции? Вы хотите привлечь внимание общества к проблеме нарушения прав геев? Или, может быть, хотите получить письменные отказы чиновников, чтобы обжаловать их в дальнейшем?
— Цель – добиться соблюдения своего права на свободу собраний в России раз и навсегда. Но другая важная цель – поднять проблему в масштабе всей страны – уже достигнута. В течение двух месяцев об этой теме говорят региональные СМИ по всей стране, ее обсуждают в соцсетях, дела рассматриваются в судах, а в ряде регионов нам вообще удалось показать абсурдность решений местных чиновников.
— Можно подробнее про это?
— В Иванове, в Йошкар-Оле, в Калининграде нам предлагали места и время, потом по абсурдным предлогам отзывали свои же предложения. В Иванове написали, что письма подписал не уполномоченный на то замглавы. В Йошкар-Оле сама администрация устроила шоу в деревне. Сами предложили, сами запретили, сами согнали протестующих. В Калининграде вообще редкостный абсурд. Дважды предлагали изменить дату, что запрещено законом.
— Насколько я понял, пока что везде активисты получают отказ. На что ссылаются чиновники? Например, в Екатеринбурге у нас сослались на закон о запрете пропаганды гомосексуализма.
— В 95% случаев мы получаем отказы со ссылкой на федеральный закон о гей-пропаганде, но иногда – формальные отписки, что непригодны заявленные места. При этом власти не соблюдают законно установленную обязанность предлагать нам иные места. А мы готовы на любые, о чем всегда указываем в своих уведомлениях.
— Как вы, кстати, относитесь к закону о запрете пропаганды гомосексуализма, хотите ли добиться его отмены?
— С этим законом мы боремся еще с 2013 года, и он уже оспорен в ЕСПЧ, так что в ближайшее время мы добьемся признания его противоречащим Европейской конвенции.
— Власти каких регионов, на ваш взгляд, несмотря на отказ, более лояльны к ЛГБТ-сообществу?
— Это сказать очень сложно. Но ситуации бывали разные. По крайней мере, появляются люди, которые нас поддерживают. Пример пермского омбудсмена показателен (Пермский омбудсмен Татьяна Марголина выступила против запрета гей-парада в Перми. Она отправила письмо председателю пермской гордумы Юрию Уткину, в котором отметила, что, согласно Конституции, граждане имеют право на проведение публичных мероприятий 7 ноября – Znak.com).
— Может быть, вас поддерживают геи из числа высокопоставленных политиков?
— Никакой поддержки нет, хотя геев во власти полно. Но они и так все права имеют благодаря своему положению.
— Какая глобальная цель? Судя по всему, большинство жителей страны – гомофобы. Возможно ли переучить их? Что для этого нужно?
— Цель — убедить власти в том, чтобы у них наконец-то появилась политическая воля и они начали уважать права ЛГБТ-граждан.
— Намерены ли вы продолжать подачу заявок в других регионах?
— Пока мы намерены продолжать кампанию. Я за два месяца объездил пол-России, это то, что большинству граждан не удается за всю жизнь.
— Готовы ли представители ЛГБТ-сообщества выйти на несанкционированные акции протеста?
— Несанкционированные акции себя на данный момент изжили. Мы 10 лет так выходили в Москве. Меня самого много раз задерживали, штрафовали, избивали, подвергали административным арестам. Сейчас слишком большие штрафы и риски, поэтому мало кто пойдет на несогласованные акции. И это касается не только ЛГБТ, но и любых других групп, в том числе политической оппозиции.