В среду, 13 июня, апелляционный суд округа Свеа приостановил исполнение решения стокгольмского арбитража, которое касается транзитного контракта между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Об этом сначала сообщила российская компания, а чуть позже подтвердила и украинская. Ходатайство было подано 7 июня. Это было сделано в связи с обжалованием арбитражного решения по транзитному контракту и «попытками «Нафтогаза» до рассмотрения жалобы по существу начать процедуру принудительного исполнения этого решения в различных юрисдикциях», говорится в сообщении «Газпрома».
«Интерфакс-Украина» со ссылкой на «Нафтогаз» сообщает: решение временное, вынесено без уведомления украинской компании и «Нафтогаз» будет настаивать на его пересмотре. «В соответствии с законом Швеции «Об арбитраже» приказ апелляционного суда не может быть обжалован», – парирует «Газпром».
Вынесенное апелляционным судом решение лишает «Нафтогаз» основания для попыток ареста активов российской компании за рубежом, подчеркивает «Газпром». Это будет использовано в качестве мотивировочной части при обжаловании уже наложенных на активы российской компании в Швейцарии и Нидерландах обеспечительных мер.
Разбирательство «Газпрома» и «Нафтогаза» в Стокгольме по контрактам о транзите и поставках газа на Украину длилось с 2014 г. По сумме двух решений арбитраж обязал российскую компанию выплатить украинской около $2,6 млрд штрафа и в течение 2018–2019 гг. прокачивать через Украину не менее 110 млрд куб. м ежегодно (плата за транзит – $2,35 млрд в год). Решение было принято 28 февраля и в тот же день вступило в силу. «Газпром» в течение марта подал апелляции на оба решения. Параллельно российская компания инициировала досрочное расторжение обоих соглашений.
29 мая по инициативе «Нафтогаза» начался процесс принудительного взыскания $2,6 млрд c «Газпрома». Уведомление о замораживании активов по долгу российской компании перед «Нафтогазом» было получено Nord Stream 2 AG (оператор проекта «Северный поток – 2», 100% принадлежит «Газпрому»). Также приставы появлялись в офисе Nord Stream AG (оператор «Северного потока»), рассказывал собеседник «Ведомостей», близкий к «Газпрому»: их появление было связано с арбитражным разбирательством «Газпрома» и «Нафтогаза». 5 июня «Нафтогаз» сообщил, что аресты активов российской компании продолжились – на этот раз на территории Нидерландов. Что за активы подверглись аресту, «Нафтогаз» не указывал. «Газпром» подчеркивал, что официальных уведомлений об этом не получал.
Апелляционный суд округа Свеа – это государственный суд, в компетенции которого находится рассмотрение заявлений об отмене решений стокгольмского арбитража, говорит старший юрист BGP Litigation Максим Кузьмин. Приостановление арбитражного решения не является распространенной практикой, продолжает он. Обычно для этого требуется доказать, что имеются разумные шансы на успех.
Но говорить о том, что решение суда округа Свеа гарантирует «Газпрому» победу, нельзя, единодушны Кузьмин и партнеры юридических компаний «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов и «Вестсайд» Сергей Водолагин. Но решение апелляционного суда о приостановлении исполнения вердикта арбитража «можно считать тактический победой «Газпрома», продолжает Водолагин. Приостановление исполнения решения арбитража «не является индикатором настроения апелляционной инстанции – это скорее обеспечительная мера, предусмотренная для сохранения баланса интересов сторон судопроизводства», указывает Горбунов. Но в судебной практике достаточно примеров, когда государственный суд отменял решения стокгольмского арбитража, продолжает юрист.
«Нафтогаз» может попытаться обжаловать решение суда в Верховном суде Швеции. Но если не была нарушена формальная процедура, шансы такой жалобы ничтожны, указывает Горбунов. Принятым решением вопрос взыскания, по сути, заморожен до вынесения вердикта по апелляционной жалобе «Газпрома» и никакие иностранные юрисдикции не вправе его игнорировать, продолжает он. Рассмотрение дела в апелляционном суде может занять до года, отмечает Кузьмин.