Газовая угроза: почему «Газпром» решил расторгнуть контракты с Украиной

Источник
Проиграв процесс в Стокгольме, российский концерн заявил о начале расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа. Этот процесс займет не меньше года, но Еврокомиссия уже призвала стороны урегулировать конфликт.
Почему «Газпром» решил расторгнуть контракты с Украиной

«Газпром» вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже, заявил в пятницу, 2 марта, предправления компании Алексей Миллер. Речь идет о двух контрактах на поставку газа украинским потребителям и транзит газа в Европу через Украину, действие которых истекает в конце 2019 года.

Такой внезапный шаг Миллер объяснил «асимметричным решением» того же Стокгольмского арбитража, который 28 февраля постановил, что «Газпром» должен заплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд за недопоставку газа по транзитному договору (предусматривает ежегодный транзит не менее 110 млрд куб. м газа; в 2009–2014 годах компания поставляла в среднем 94 млрд куб. м в год). Но в декабре 2017 года, рассматривая первый спор «Нафтогаза» и «Газпрома», касавшийся закупок российского газа, арбитры не стали штрафовать Киев за недобор газа (за нарушение принципа «бери или плати» «Газпром» требовал $56 млрд) из-за резкого ухудшения ее экономики, решив, что она должна заплатить «Газпрому» только за уже поставленный газ $2 млрд. Таким образом, по итогам двух решений российская компания должна перечислить украинской около $2,6 млрд.

Таким образом, по мнению Миллера, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон по двум контрактам. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным, заключил он.

Официальный представитель компании Сергей Куприянов пояснил РБК, что, ​несмотря на заявление о расторжении всех контрактов с Украиной, «Газпром» не будет в ближайшее время прекращать транзит газа через эту страну. «Если бы это было так, мы бы так прямо сказали», — уточнил он.

«Нафтогаз» пока не получал от «Газпрома» каких-либо документов, свидетельствующих о намерении российской компании расторгнуть договоры по контрактам на поставку и транзит природного газа, сообщил «Интерфакс».

Судебная процедура расторжения договора о поставке газа в Стокгольмском арбитраже может длиться 1,5–3 года, считает управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков. «В этом случае она становится бессмысленной, так как договор и так прекращает действие в конце 2019 года. Однако по условиям контракта «Газпром» вправе остановить поставки газа в случае неисполнения «Нафтогазом» своих обязательств по нему, направив соответствующее уведомление», — отмечает юрист. По его мнению, угроза «Газпрома» начать процедуру разрыва контрактов направлена на то, чтобы заставить «Нафтогаз» пойти на мировое соглашение по вынесенному в Стокгольме решению на выгодных для «Газпрома» условиях. «Мы видим сейчас, что «Газпром» продолжает славные традиции российского правового нигилизма — «если решение суда мне не нравится, я не буду его исполнять», — полагает Кульков.

Это уже как минимум четвертый конфликт между «Газпромом» и «Нафтогазом» с начала 2000-х годов, а пострадавшей в этих газовых войнах не раз оказывалась Европа, отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. В ходе этих споров «Газпром» утверждал, что «Нафтогаз» компенсировал сокращение поставок российского газа за счет снижения транзита, а также прекращал поставки в Европу через Украину, опасаясь несанкционированного отбора газа.

Газовые войны России с Украиной

Конфликт 2005–2006 годов

Весной 2005 года «Нафтогаз» предложил пересмотреть условия контракта на транзит российского газа в Европу через территорию Украины, отказавшись от бартера в пользу денежных расчетов, но российская сторона выдвинула встречное требование повышения цены на газ для Украины. В результате контракт на 2006 год не был подписан, и с его наступлением поставки природного газа на Украину прекратились. Через несколько дней после прекращения поставок газа на Украину был подписан новый контракт, в соответствии с которым увеличилась как цена российского газа, так и ставка транзита через территорию Украины, а поставщиком стала швейцарская компания «Росукрэнерго» — совместное предприятие «Газпрома» и бизнесменов Дмитрия Фирташа и Ивана Фурсина. Контракты заключались лишь на год.

Конфликт 2008–2009 годов

В начале марта 2008 года «Газпром» в отсутствие подписанных «Нафтогазом» контрактов, в том числе на уже поставленные объемы газа, сократил поставки на Украину на 50%. При этом Киев не признавал получение в 2008 году российского газа, а сокращение поставок компенсировал за счет сокращения транзитных поставок газа в Европу. К концу года долг украинской стороны оценивался в $2,1 млрд. Согласовать условия контракта на 2009 год не удалось, и с 1 января поставки вновь прекратились, а через неделю были приостановлены и транзитные поставки топлива. 19 января 2009 года после переговоров премьер-министров двух стран Владимира Путина и Юлии Тимошенко были подписаны новые контракты на транзит и поставку газа, которые действуют до сих пор (до конца 2019 года). Стороны отказались от услуг посредников, в том числе от услуг «Росукрэнерго».

Конфликт 2014 года

К апрелю 2014 года цена на природный газ для Украины резко выросла — до $485 за 1 тыс. куб. м, когда «Нафтогаз» не перечислил оплату за поставленный газ, а «Газпром» отменил действовавшую ранее скидку в условиях обострения межгосударственных отношений после присоединения Крыма к России. В июне того же года российская сторона прекратила поставки газа на Украину и ввела режим предоплаты. 30 октября 2014 года после длительных переговоров при участии представителей ЕС стороны достигли соглашения на период с ноября 2014 года по 31 марта 2015 года. Москва согласилась вернуть отмененную весной скидку, и в четвертом квартале 2014 года цена газа для Украины должна была составить $378 за 1 тыс. куб. м, а в первом квартале 2015 года — $365 за 1 тыс. куб. м. В ноябре 2015 года Киев прекратил закупать российский газ.

Что это значит для Европы, России и Украины

Еврокомиссия призвала все вовлеченные в спор стороны, компании и профильных министров России и Украины «незамедлительно урегулировать конфликт в соответствии с решениями Стокгольмского арбитражного суда», заявил замглавы Еврокомиссии по делам Энергосоюза Марош Шефчович. «Еврокомиссия готова возглавить трехсторонние переговоры, которые в прошлом уже доказали свою эффективность в ситуациях, когда есть разногласия», — сказал он.

Российский министр энергетики Александр Новак пообещал в ближайшее время встретиться с Шефчовичем и обсудить все детали. «Мы исходим из того, что контракты должны исполняться», — добавил он (цитата по «Интерфаксу»).​ МИД Украины официально обратился к Еврокомиссии с предложением трехсторонних переговоров, сообщила РБК Алена Осмоловская, начальник департамента коммуникаций «Нафтогаза».

Крупнейший потребитель газа «Газпрома» из Германии компания Uniper считает, что расторжение «Газпромом» всех контрактов с Украиной не повлияет на ситуацию с поставками. Об этом РБК заявила пресс-секретарь Uniper Николь Карчмарык. От дальнейших комментариев она отказалась. «Никаких переговоров с нами не велось, нас никто не уведомлял о планах отказа от транзита газа через Украину», — добавил топ-менеджер Uniper.

«Газпрому» пока нечем заменить маршрут транзита газа через Украину, говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Помимо Украины компания поставляет газ в Европу через Белоруссию и Польшу (Ямал — Европа, мощность — 32,9 млрд куб. м в год), через «Северный поток» по дну Балтийского моря (55 млрд куб. м), через «Голубой поток» по дну Черного моря (16 млрд куб. м). Но в условиях повышенного спроса из-за низких температур в Европе все эти транспортные мощности загружены выше, чем контрактные объемы, добавляет Гривач.

«В прошлом году «Газпром» прокачал через Украину в Европу 91 млрд куб. м из 194 млрд куб. м экспорта. Это значит, что прямые потери «Газпрома» в случае прекращения транзита через Украину могут составить около половины его выручки (за девять месяцев 2017 года общая выручка компании составила 4,64 трлн руб. — РБК). Кроме того, надо добавить штрафы за невыполнение контрактов», — отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

В случае прекращения транзита газа «Газпрома» через Украину наибольший риск есть для экономик балканских стран, Болгарии и Венгрии, так как там нет интерконнекторов и туда не доставишь сжиженный природный газ (СПГ) из США, считает Крутихин из RusEnergy. В странах Западной Европы есть собственная добыча, и они способны диверсифицировать поставки газа, но на это понадобится время.

1 марта «Газпром» также отказался возобновить поставки газа на Украину, несмотря на то что получил предоплату. В компании это объяснили отсутствием одобренного дополнительного соглашения с Киевом. Из-за нехватки газа украинское правительство приняло кризисный пятидневный план, включающий ограничение подачи газа в школах и жилых домах. По оценкам «Нафтогаза», понижение температуры на несколько градусов поможет экономить до 9% газа. Украинская компания также заключила срочный контракт ​с польской PGNiG на поставку более 60 млн куб. м газа до конца марта 2018 года.

«К сожалению, Россия и РАО «Газпром» еще раз продемонстрировали, что, как только наступает холод, попытки применить поставки газа как механизм политического давления они в очередной раз делают. Это не пройдет. Украина — надежный партнер, и эти события это еще раз подтвердили», — сказал президент Украины Петр Порошенко, уверяя, что транзиту российского газа через территорию Украины в страны ЕС ничего не угрожает.

Как урегулировать конфликт

Заявив о начале процедуры расторжения контрактов с Украиной, «Газпром» пригласил к урегулированию спора Европу, сказал РБК директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. Монополия только высказала намерение разорвать контракты, а не перекрыла вентиль, то есть дала сигнал европейским партнерам о том, что еще есть возможность договориться.

Несмотря на то что окончательное решение нейтрального до сих пор Стокгольмского арбитража в отношении взаимных исков «Нафтогаза» и «Газпрома», объявленное 28 февраля, оказалось явно в пользу Украины, Еврокомиссия могла бы выступить в урегулировании этого спора в качестве арбитра, к которому могли бы прислушаться обе стороны, поскольку ни одна из стран ЕС, какими бы ни были ее политические предпочтения, вряд ли захочет замерзнуть этой зимой из-за очередных российско-украинских газовых противоречий, заключает эксперт. К тому же уже имеется положительный опыт участия ЕС в газовых спорах между Россией и Украиной, например, в сентябре 2015 года были трехсторонние договоренности, которые определили приемлемые для всех участников условия поставок российского газа на Украину в осенне-зимний период 2015–2016 годов без ущерба для транзита российского газа в Европу, отмечает Громов.

«И сейчас без европейских потребителей вопрос решить не получится, на компромисс можно выйти только совместными действиями», — согласен Алексей Гривач. По его словам, это может быть новый контракт с Украиной на взаимовыгодных условиях, а также отказ Украины от текущих требований к «Газпрому» либо ускорение строительства новых мощностей в обход республики («Газпром» строит два новых газопровода — «Северный поток-2» по дну Балтийского моря и «Турецкий поток» в Черном море) или комбинация этих факторов.

Глава Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов увидел связь угрозы «Газпрома» расторгнуть контракты с прозвучавшей 1 марта в послании президента Владимира Путина военной риторикой, адресованной Западу. «Это можно расценить так: если вы действуете жестко в адрес России, то России есть чем на это ответить в том же жестком ключе. И неизвестно, кто от этого выиграет», — отмечает эксперт. «Газпром» пытается выиграть время, чтобы не платить не только назначенные арбитражем $2,6 млрд (это решение «Газпром» уже пообещал оспорить), но и возможные штрафы за неисполнение обязательств по объемам транзита в 2018–2019 годах. Но вся эта ситуация может быть использована оппонентами компании в Европе для борьбы с реализацией проекта «Северный поток-2», у которого и так сейчас достаточно противников на Западе, предупреждает эксперт.
Персоны Компании
Третья газовая война: что нужно "Газпрому"
Разрыв контракта с Украиной даст возможность корпорации купировать поражение в стокгольмском арбитраже.
Инвесторы отвернулись от России
За месяц российские фонды потеряли свыше 100 миллионов долларов.
"Газпром" оказался на грани коллапса
Газовый концерн доведен до ручки малограмотным управлением Алексея Миллера.
«В России вы всегда должны показывать, что держите все под контролем»
Николя Мор рассказывает о том, как он совмещает руководство «АвтоВАЗом» и регионом Евразия в компании Renault и о том, останется ли он президентом российской компании.
Доходы Москвы превысили 2 триллиона рублей
Больше всего город заработал на налоге на прибыль и налоге на имущество.
Обзор Telegram: плановая подготовка к войне
Администрация РФ вбросила в общественное поле эмоциональную бомбу подготовки к войне, начало которой аналитики видят на Украине и в вводе санкций против российского нефтегазового сектора.
Агент Узбеков сыграет в свою игру
Информационную атаку на Амана Тулеева связали с зятем угольного олигарха Александра Щукина.
"Газпром" готов воевать с Украиной
Алексей Миллер отреагировал на решение Стокгольмского арбитражного суда.
К чему приведет расследование против китайского инвестора «Роснефти»
В сентябре прошлого года китайская CEFC договорилась о покупке 14% акций «Роснефти». Глава этой компании подозревается властями Китая в совершении экономических преступлений.
"Газпром" надавил на take-or-pay для "Нафтогаза"
«Газпром» отказался начать поставки «Нафтогазу» в марте и вернул деньги.
Игорь Сечин стал токсичным чиновником
Инвестиционный рейтинг "Роснефти" оставлен на мусорном уровне, долги компании подбираются к 4 триллионам рублей, а против главы ее партнера из Китая - CEFC - возбуждено уголовное дело.
«Объединенные машиностроительные заводы» будут разделены надвое
Одна структура займется машиностроением, другая – проектированием.
«Россия обеспечена газом на 100 лет вперед»
Гендиректор «Росгеологии» Роман Панов рассказывает, чем большой геолого-разведочный холдинг лучше разрозненных компаний и где в России есть шансы открыть крупные месторождения нефти и газа.
Газпром выплатит Украине 2,56 миллиарда долларов
Такое решение в итоге принял Международный арбитражный суд в Стокгольме.
Каким образом кокаин связал Германа Грефа, Игоря Артемьева, Михаил Мишустина и Бориса Федорова?
Грандиозный международный скандал с обнаружением в российском посольстве 400 кг. кокаина обрастает новыми подробностями
«Лучше один дорогостоящий прицельный удар, чем сто ударов без разбора»
Дмитрий Рогозин о планах по перевооружению армии, развитию Арктики и освоению космоса.
Что стоит за обвинениями совладельцу «дочки» «Газпрома»?
Что толкнуло Владимира Тумаева на организацию убийства?
Банк Intesa опасается финансировать строительство «Северного потока – 2»
Участвовать в проектном финансировании итальянскому банку мешает угроза санкций.