Кампания, запущенная против Андрея Макаревича, бесконтрольно раскручивается: на смену административному ресурсу пришли хулиганы-фанатики. В последние недели концерты музыканта в разных городах начали отменять один за другим — по техническим причинам, разумеется. А в эту пятницу на концерте лидера рок-группы «Машина времени» в Московском международном Доме музыки распылили газ. Ответственность за провокацию на себя с гордостью взяла «Другая Россия».
Пятничный концерт в Доме музыки, где Андрей Макаревич выступал с новым проектом «Идиш джаз», оказался под угрозой срыва, только начавшись. «Концерт проекта Yiddish Jazz в ММДМ едва не был сорван кучкой хулиганов в первом ряду, — пишет в фейсбуке пресс-секретарь «Машины времени» Антон Чернин. — После четвертой песни они начали заряжать «Макаревич — предатель России», потом разбросали по залу листовки, прыснули слезоточивым газом (не перцовым — перец бы я как-нибудь отличил) и героически сдристнули».
Зрителей тут же вывели из зала: люди начали задыхаться. Один из музыкантов «Идиш джаз» рассказал «Новой газете», что руководство Дома музыки потребовало тут же свернуть концерт, но в результате долгих уговоров пошло на компромисс: зал проветривали в течение часа, а потом запустили всех обратно. Музыканты сыграли запланированную программу. В пресс-службе Дома музыки «Новой» сообщили, что никто не пострадал и «скорые» вызывать не пришлось.
Провокация, которую затеяли на концерте Макаревича, выходит за рамки пошлой глупости — и это признали сотрудники правоохранительных органов. Уже возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», максимальное наказание по которой — до 7 лет лишения свободы. В ГУВД Москвы не дают никакой информации, кроме короткого официального сообщения: идут следственные действия. В полиции пока не готовы рассказать, задержаны ли подозреваемые и сколько их было, — согласно свидетельствам музыкантов, пять человек, в релизе от руководства Дома музыки говорится об одном хулигане.
С тем, что провокаторы должны ответить по всей строгости закона, согласны юристы. Адвокат Генри Резник еще вечером в пятницу, до возбуждения уголовного дела, рассказал «Новой газете», что действия нарушителей подпадают под статью «Хулиганство» — «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу», в данном случае совершенное «по мотивам политической ненависти». При этом, подчеркнул адвокат, в числе потерпевших — не только Андрей Макаревич и музыкальный коллектив, а все, кто находился в зале.
— Распыление газа представляет опасность для жизни, — прокомментировал Резник. — В числе поклонников музыканта могли быть аллергики, астматики. Еще неизвестно, как это отразится на их здоровье. Кроме того, люди заплатили деньги, а концерт был сорван.
Впрочем, пока полиция очерчивает круг подозреваемых, провокаторы сами с готовностью заявляют о себе. В тот же вечер в официальной группе «Другой России» «ВКонтакте» появилось сообщение о выполненной миссии: «Сегодня в Московском международном Доме музыки проходил концерт небезызвестного музыканта, а по совместительству сторонника киевских карателей Андрея Макаревича.
После третьей песни музыкант обратился к зрителям с речью. И тут из первых рядов в него полетели помидоры и яйца. «Макаревич-предатель!» — скандировали нацболы и разбрасывали листовки. В воздухе был распылен перцовый газ, после чего публика покинула зал. Концерт был сорван».
Листовки тоже подписаны «Другой Россией». Это обычный набор пропагандистских штампов про «справедливый гнев русского народа», антироссийский поступок, изгнание из страны. Под «справедливым гневом», кстати, авторы подразумевают и «отказ» российских зрителей ходить на концерты, которые якобы потому и отменяют: видимо, им невдомек, что отмены каждый раз объясняют вполне техническими (хотя и надуманными), а не идеологическими причинами, а поклонники Макаревича, вынужденные сдать билеты, сотнями возмущаются на форумах и в соцсетях. Под текстом листовки — призыв: «Макаревич капут!» Призыв, кстати, тоже вполне заслуживает юридической оценки.
На следующий день сообщение из группы исчезло — вместо него появилось видео с канала YouTube под заголовком «Нацболы-ополченцы закидали Макаревича помидорами». Впрочем, в ролике помидоров не видно — не заметили их и зрители. Но это, видимо, просто красивое название акции, которую не продумали до конца. Да и концерт, если уж на то пошло, сорвать не удалось — хотя нервы и зрителям, и музыкантам потрепали.
На следующий день в группе появилось еще одно сообщение, где нацболы объясняют пятничную выходку тем, что «сам Макаревич не так уж и важен, но его позиция по войне в Новороссии символична. Это позиция предателя».
«Другая Россия» вообще любит подобные провокации. Так, в марте 1999 года в Центральном доме кинематографистов нацболы Егор Горшков и Дмитрий Бахур закидали яйцами выступавшего Никиту Михалкова. Так они выразили протест «против поддержки режиссером президента Казахстана Нурсултана Назарбаева», который, говорилось в том же сообщении на сайте «Нацбол», «занимается преследованием русских в Казахстане». Оба провокатора были обвинены в хулиганстве и получили по 2 с половиной года условно.
На самом деле, провокация нацболов против Макаревича — вполне симптоматическое явление. Если бы не они — нашлись бы другие умники. Казалось бы: с экранов про «киевскую хунту» больше не рассуждают, Владимир Путин
представлен в новой роли — роли миротворца. Процесс примирения сторон с большим скрипом, но начался: а раз вместо проклятий «бандеровцам» мы снова апеллируем к «братскому народу», то почему Макаревич, сходивший на «Марш мира» и выступивший для донбасских беженцев в Святогорске, — предатель?
«Путин сворачивает украинскую авантюру, идут реальные мирные переговоры, соблюдается прекращение огня, — рассуждает музыкальный критик Артемий Троицкий. — Для людей мало-мальски нормальных — это уже команда сверху: политика изменилась, и, если вы хотите соответствовать, прекращайте разнузданные действия».
Но тонкости дипломатии — наверху. И бравым опричникам, роль которых с радостью взяли на себя нацболы, патриотические журналисты, казаки, православные активисты, — не до них. Маховик уже запущен, и призыв «мочить несогласных» уже прозвучал. Теперь отыграть назад будет очень сложно.