Гай Германику отстранили от съемок фильма «Ночник»

Источник
Суд отказал режиссеру в претензиях к студии «Пролайн-медиа» за отстранение и финансовые растраты.
Валерию Гай Германику отстранили от съемок фильма «Ночник», основанного на сказке Ганса Христиана Андерсена «Оле Лукойе». Летом прошлого года студия «Пролайн-медиа» в одностороннем порядке приостановила действие контракта с режиссером. Арбитражный суд Санкт-Петербурга признал необоснованными претензии Германики по поводу отстранения ее от работы, а также посчитал безосновательными обвинения студии в растрате бюджетных средств, апелляция будет рассмотрена 1 июля. В 2013 году картина получила господдержку от Минкультуры в размере 30 млн рублей. Генеральный продюсер «Пролайн-медиа» Андрей Сигле утверждает, что работа над фильмом постоянно откладывалась, и, опасаясь не сдать его в установленные сроки, он был вынужден обратиться к другому режиссеру — Ольге Субботиной.

В исковом заявлении, которое было подано в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Германика требует признать недействительным ее отстранение от работы и обязать прописать в договоре между режиссером и студией лимит затрат на производство фильма на общую сумму 42 млн рублей.

Германика рассказала, что «Пролайн-медиа» взяла на себя обязательство вложить в производство фильма 12 млн рублей из собственных средств, тогда как государственное финансирование составило 30 млн рублей.

— Я хотела снять фильм-сказку и решила взять за основу сценария произведение Андерсена «Оле Лукойе», — пояснила она. — Когда мы со сценаристом Александром Родионовым придумали современную историю по мотивам сказки Андерсена, компания «Пролайн-медиа» предложила подать проект на конкурс Министерства культуры России. Мой проект выиграл в конкурсе в категории экспериментального и авторского кино.

Получив отказ в первой инстанции, Германика обратилась в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, который оставил без изменений определение Арбитражного суда. 1 июля 2015 года состоится очередное обжалование.

«Решающим фактором для получения бюджетного финансирования на производство кинокартины является кандидатура режиссера-постановщика, таким образом, ООО «Пролайн-медиа», воспользовавшись именем режиссера, получило от министерства денежные средства, которые ввиду незаконного отстранения предпринимателя от исполнения контракта в настоящее время используются по нецелевому назначению» — так звучит одна из претензий режиссера, о которой говорится в решении суда.

По ее словам, компания «Пролайн-медиа» не спешила начинать подготовку к съемкам фильма.

— Через полгода после получения государственных средств от меня стали требовать сокращения сценария, количества съемочных дней и упрощения художественного решения, — утверждает Германика. — Я предположила, что цель компании — максимальное сокращение бюджета, с тем чтобы не только не инвестировать средства в производство фильма, но и снять его за сумму, меньшую, чем полученное государственное финансирование. Представленная мне смета, не соответствовавшая реальности, к сожалению, подтвердила мои предположения.

Валерия Гай Германика неоднократно обращалась в «Пролайн-медиа» с предложением «воздержаться от попытки решить свои финансовые проблемы за счет Министерства культуры».

— В ведомстве поддержали мою позицию — руководство уведомило кинокомпанию о необходимости или реализовать проект со мной как режиссером, или вернуть государству полученные деньги, — делится режиссер. — В настоящий момент по моему иску к компании нет вступившего в законную силу решения, я надеюсь, что суд разберется в этой ситуации. Если же по каким-то причинам суд не поддержит мою позицию, это фактически узаконит практику, по которой продюсер, прикрываясь именем режиссера, может получать госфинансирование, потратить его не на фильм, а по своему усмотрению, а потом формально отчитаться перед государством. В результате режиссеры не будут снимать кино, государство не получит художественные произведения, которые финансировало, зато миллионы средств налогоплательщиков найдут своего хозяина.  

В Минкультуры конфликтную ситуацию комментировать не стали, однако подчеркнули, что «картина должна быть снята тем режиссером, который был заявлен во время питчинга, его отстранение возможно только с согласия самого режиссера».

— Срок сдачи фильма «Ночник» — I квартал 2015 года. Расходование субсидий контролируется Минкультуры России — компании предоставляют ежеквартальные отчеты. За нарушение сроков сдачи Минкультуры России применит в отношении ООО «Пролайн-медиа» соответствующие санкции в виде начисления штрафов, — рассказали в пресс-службе министерства.

Однако генеральный продюсер ООО «Пролайн-медиа» Андрей Сигле утверждает, что картина уже сдана в Госкино.

— Съемки под руководством Валерии Гай Германики так и не начались — работа над картиной постоянно откладывалась. Она параллельно занималась другими проектами, а на «Ночник» у нее не было времени, — рассказал продюсер. — Поэтому мы пригласили еще одного режиссера — Ольгу Субботину. Мы должны действовать согласно порядкам: выполнять работу в установленные сроки, придерживаться четкого графика и не растрачивать бюджет фильма — проект реализуется при поддержке Госкино.

По словам продюсера, компания не расторгла договора с Валерией Гай Германикой — в титрах имя режиссера будет значиться. При этом Андрей Сигле отметил, что действие контракта все же было приостановлено.

— Мы заплатили ей за выполненную работу — подготовка к съемкам и т.д., — уточнил он.

Также Сигле добавил, что у Германики не было интереса к съемкам.

— На самом деле наша студия никогда не сталкивалась с таким странным отношением — все режиссеры были ответственными людьми, — поделился продюсер. — Меня удивило, что молодой режиссер предъявляла высокие требования: заказывала еду из ресторанов на площадку за счет общих средств, просила перенести съемки из Санкт-Петербурга в Москву и т.д.

По его словам, картина была закончена в конце 2014 года и сдана в Госкино.

— Мы представим фильм на международных площадках. Сейчас ведутся переговоры, — добавил Сигле.

Юрист, управляющий партнер ООО «Бизнес и музыка» Вероника Комина, ознакомившись с делом, отметила, что Германика в исковых требованиях права, поскольку полученные средства — это целевая субсидия, выделяемая под условие того, что фильм снимать будет именно этот режиссер.

— В России действует ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», статьей 4 которого введено понятие «национальный фильм» и определены критерии значимости таких фильмов, — пояснила Комина. — У истца возникают обоснованные сомнения в действительности пункта договора, позволяющего студии отстранить режиссера от производства фильма до завершения работ, в ситуации выделения бюджетных средств на условии режиссуры и постановки определенным режиссером. Вносить изменения в госконтракт на общих условиях недопустимо. Отказ Арбитражного суда в удовлетворении иска обусловлен формальными, но законными основаниями — Германика не подготовилась к ведению дела должным образом.

Юриста удивила пассивная позиция государства в лице Министерства культуры РФ, учитывая сумму проекта в 30 млн рублей, — ведомство даже не направило своего представителя на заседание суда.

По мнению кинокритика Диляры Тасбулатовой, в стране, где в год снимается 14 фильмов, нужно всячески поддерживать молодых талантливых режиссеров.

— В России в этом году будет снято за госсчет 14 фильмов — для такой огромной страны это катастрофически мало. В Польше планируется произвести 80 картин, а в Северной Корее — 200. Когда выбирают фильмы для финансирования, никто не знает, какие конкретные требования предъявляются, иногда кажется, что все происходит по личному усмотрению министра — понравится ему картина или нет. Все знают только, что фильмы должны быть патриотическими. А в случае конфликтов между продюсером и режиссером в нашей стране не защищен никто. Часто разногласия возникают на почве цензуры, — сказала она.   

Кинокомпания «Пролайн-медиа» была основана продюсером Андреем Сигле в 2004 году. За 11 лет студия сняла картины, сотрудничая с такими режиссерами, как Александр Сокуров («Солнце», «Александра», «Фауст»), Олег Ковалов («Я боюсь»), Константин Лопушанский («Гадкие лебеди»), Сергей Овчаров («Сад») и Анна Фенченко («Пропавший без вести»). Для Сигле как продюсера «Ночник» не был первым фильмом, созданным на государственные средства. Так, например, картина «Роль», получившая премию «Ника», была снята при поддержке Министерства культуры. А «Фауст», завоевавший «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, вышел благодаря помощи Владимира Путина — Фонд поддержки развития средств массовой информации выделил €8 млн на съемку и еще €1 млн поступил из Фонда поддержки отечественной кинематографии.