Сотрудники Федеральной таможенной службы (ФТС), занимающие высокие посты, могут стать фигурантами уголовного дела о злоупотреблении служебными полномочиями. Их подозревают в пособничестве контрабанде наркотических веществ, идущих из Ирана и Киргизии в европейские страны через территорию России. Без их участия подобный транзит едва ли был бы возможен.
Двое высокопоставленных сотрудников Федеральной таможенной службы (ФТС) России могли иметь дополнительный «приработок», получая деньги за то, что закрывали глаза на контрабанду наркотиков. Запрещенные вещества шли через Россию в страны Евросоюза, а отправными точками были Киргизия и Иран. Высока вероятность, что эти сотрудники имеют самое непосредственное отношение к нелегальной схеме. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на собственный источник в правоохранительных органах. По данным издания, оба сотрудника ФТС, о которых идет речь, имеют звания полковников и занимают высокие должности.
В отношении указанных персон в конце прошлого месяца провели проверку в рамках статей 144 и 145 УПК РФ, в которых прописан механизм рассмотрения правоохранителями предварительного расследования сообщений о преступлениях. Возможно, по ее итогам будет возбуждено уголовное дело. Не исключено, что последует отказ в его возбуждении либо решение о передаче материалов по подследственности в другое ведомство.
Наркосхема
По информации источника газеты, в марте 2021 года в России работали контрабандисты, занимавшиеся нелегальными поставками наркотических веществ. Участники международной группы везли героин из Ирана в Евросоюз. Как подчеркивает источник, существует немало доказательств «тесного взаимодействия» между преступниками и сотрудниками ФТС. Большую роль сыграли показания одного из наркокурьеров, который сообщил об участии таможенников в схеме. Его заявление дополнили результаты оперативного эксперимента. В результате удалось собрать доказательства, которые на данный момент выделены в отдельное производство из уголовного дела, возбужденного более года назад.
Имеется в виду дело, которое было заведено в мае 2021 года отделом дознания Московской областной таможни. Его фигурантами стали четверо иностранных граждан: Джошар Х., Бедира О., Камилова Ю.К., Вушьи И.Л., а также ряд неустановленных лиц, причастных к контрабанде наркотиков. При этом речь шла о преступлении, совершенном в составе организованной группой и в особо крупном размере.
Упомянутый Джошар выполнял функции обычного курьера. Его задача была проста: получить в Киргизии партию героина, затем переправить наркотики в Россию. Указания по этому поводу поступали ему от соучастников по телефону – он использовал IPhone XS Мах. На этом же смартфоне хранилась информация, указывавшая на участие в преступной схеме сотрудников ФТС. Джошар был задержан в России в апреле 2021 году. Однако телефон его не был изъят – правоохранители решили использовать устройство в следственном эксперименте, и именно оно стало ниточкой, которая привела к новым подозреваемым.
Жадность сгубила
Весной Джошар оказался под колпаком у сотрудников ФСБ и Следственного отдела ФТС. Не подозревая о проблемах, он отправился самолетом в Киргизию. Тем же бортом летели силовики. В апреле, а затем и в мае там состоялись «контрольные закупки» крупных партий наркотиков. Не исключено, что в ходе сделок у продающей стороны возникли подозрения. После этого Джошар получил указания от сотрудника ФТС, который фигурирует в материале «Известий» как Айтмат (имя изменено), уничтожить телефон, полный компромата. Тем не менее, курьер не смог избавиться от дорогой вещи и решил действовать иначе. Он почистил айфон от всей представляющей опасность информации, а затем передал его своему знакомому, попросив, чтобы тот передал смартфон в Турцию его родственникам. После этого Джошар и Айтмат, также находившийся в Киргизии, отправились в один из торговых центров Бишкека и купили там новый телефон Xiaomi. Они немедленно поставили в известность о покупке начальника Айтмата – его газета называет Александром (имя изменено).
Уже оказавшись под арестом, Джошар признался, что, будучи в Киргизии, передал Айтмату и Александру 1 тысячу долларов, а также перевел на их криптовалютные счета 1750 долларов за посредничество в контрабанде наркотиков.
У Айтмата и Александра нашлось железное оправдание. В ходе допроса они заявили, что действительно были в Киргизии, однако ездили туда в командировку, никаких денег ни у кого не брали и никаких незаконных деяний не совершали. Иными доказательствами против них, помимо слов курьера, следствие на тот момент еще не располагало.
Были все шансы, что дело зайдет в тупик и закончится арестом нескольких участников цепочки. Но тут вновь всплыл пресловутый IPhone XS Мах. Следователи получили устройство от адвоката Джошара, который сам его принес и попросил приобщить к материалам уголовного дела. Соответствующее ходатайство было удовлетворено после рассмотрения. Как выяснилось, это действительно тот самый телефон, от которого Айтмат настоятельно рекомендовал избавиться Джошару. Его идентификационный номер полностью совпал с цифрами IMEI устройства, которое было у Джошара на момент обыска в апреле 2021 года. Удаленную информацию удалось частично восстановить. Выяснилось, что она имеет самое непосредственное отношение к уголовному делу.
Таможенный бизнес
Как следует из материалов проверки, действия сотрудников ФТС, которые могли прикрывать участников схемы наркотрафика, квалифицируются как «превышение должностных полномочий, воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования», причем совершенные группой лиц по предварительному сговору из корыстной или иной личной заинтересованности. Издание обратилось за комментарием в ФТС, но ответа пока не последовало.
В случае, если в отношении полковников ФТС заведут уголовное дело, и их вина будет доказана, им может грозить лишение свободы на срок от трех до десяти лет. Кроме того, для них может быть введен запрет занимать определенные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.
Россия часто становится транзитным пунктом при перевозке наркотиков. Нелегальных маршрутов доставки героина из точки А в точку Б очень много, и Россия, как отмечают специалисты, есть в их числе. Разумеется, сам путь постоянно меняется. Далеко не всегда схемы требуют задействовать в них должностных лиц – многое зависит от того, какой наркотик перевозится и в каком объеме. Например, мелкие курьеры перевозят товар в себе, просто проглатывая партию товара и дожидаясь, пока она выйдет естественным путем. В данном случае помощь чиновников, разумеется, не нужна. Но если речь идет о действительно крупных поставках, свой человек в таможенных органах просто необходим. Учитывая специфику работы таможни, не стоит удивляться, что ФТС находится в зоне повышенной коррупционной привлекательности. В ведомстве всегда находились недобросовестные сотрудники, готовые помочь с контрабандой алкоголя, электроники и других товаров, даже не всегда из запрещенного списка. Разумеется, огромные суммы, которые крутятся в наркотрафике, не могут не привлекать таких людей.