Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) продолжает сотрудничать с производителями некачественных электронных браслетов, несмотря на громкий скандал и уже возбужденные уголовные дела.
Как выяснили «Известия», руководство тюремного ведомства направило в территориальные органы ФСИН телеграммы с требованием заключать договоры на диагностику неисправного оборудования с ФГУП «Центр информационно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний», экс-руководители которого проходят по уголовному делу о хищении 1,3 млрд рублей при поставках электронных браслетов (ЭБ).
ФСИН уже объявила тендер на поставку еще одной партии систем слежения за арестантами на сумму более 150 млн рублей. При этом параметры закупаемого оборудования, описанного в техническом задании, совпадают с продукцией, поставлявшейся скандальным ФГУПом.
Как рассказали «Известиям» источники в тюремном ведомстве, телеграмма начальникам территориальных органов за подписью заместителя директора ФСИН Александра Сапожникова была направлена в конце сентября этого года.
В ней говорится, что в целях обеспечения бесперебойной работы системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), как правильно называются «электронные браслеты», ФСИН запланировала выделение бюджетных средств для диагностики оборудования.
«После проведения диагностики и определения стоимости ремонтных работ будут выделены денежные средства на ремонт оборудования СЭМПЛ», — поясняется в телеграмме.
Пару дней спустя руководители территориальных управлений получили еще один факс — от начальника Главного центра инженерно-технического обеспечения и связи полковника Игоря Шайкова с проектом договора и техническим заданием на проведение диагностики электронных браслетов, подготовленных ФГУП ЦИТОС.
— Фактически руководство ФСИН принудило территориальные органы заключить контракты с ФГУП ЦИТОС, — рассказывает собеседник в спецслужбах. — Причем непонятно, почему ведомство оплачивает диагностику и ремонт, если ЦИТОС должен был давать на свою продукцию гарантию.
Скандал вокруг поставок электронных браслетов для тюремного ведомства разгорелся в марте этого года. СКР возбудил уголовное дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») по фактам нарушений при производстве браслетов и завышении цен. По информации следователей, высокопоставленные чиновники ФСИН в обход законодательства отказались от проведения открытого аукциона на поставку электронных браслетов и заключили госконтракты между ФСИН и подконтрольной ей организацией ФГУП ЦИТОС.
Согласно контрактам, ЦИТОС должен был изготовить стационарные устройства (СКУ) и мобильные контрольные устройства с электронным браслетом (МКУ), в состав которых были включены электронные блоки, отвечающие за обработку сигналов ГЛОНАСС.
Примечательно, что это предприятие было создано в 2011 году на базе другого ФГУП ФСИН — торгового дома «Вятка». Даже после преобразования ЦИТОС числился в категории компаний, основным видом деятельности которых являлась «розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». Гендиректором ЦИТОСа стал Виктор Определенов.
По данным следствия, из столичного ЦИТОСа деньги уходили в его самарский филиал. В 2010–2011 годах туда было переведено в общей сложности порядка 2,2 млрд рублей. Из них 1 млрд рублей в последствии ушел на счета НПФ «Мета» — Виктор Определенов до назначения в ЦИТОС был его руководителем.
На конец 2012 года ЦИТОС поставил во ФСИН 23,9 тыс. устройств, но использовалось из них 9,8 тыс. При этом еще до возбуждения уголовных дел по запросу самого тюремного ведомства в НИИ космического приборостроения и ведущем научном подразделении МВД «Специальная техника и связь» (СТиС) были проведены экспертизы электронных браслетов, которые поставлял ЦИТОС.
Оказалось, что браслет можно легко снять с помощью плоскогубцев. К тому же, оставаясь трое суток на одном месте (например, осужденный его снял и подался в бега), браслет не подает сигналов на пульт дежурному. Зато он отчаянно сигналит, когда «обраслеченный» принимает душ или заходит в парную.
В Оренбургской области, к примеру, один такой «обраслеченный» и находившийся под домашним арестом не только запросто уехал в другое село, но и застрелил там из ружья 45-летнюю Веру Солопову. Впрочем, в самой ФСИН считают браслеты вполне работоспособными. По словам замдиректора ведомства Анатолия Рудого, они «лишь нуждаются в небольшой доработке».
ФСИН уже объявила новые конкурсы на поставку тех же браслетов и комплектующих к ним. Источники в ведомстве уверяют, что их не дорабатывали.
Первый — на 12 тыс. комплектов ремешков для электронных браслетов на сумму 21 млн рублей. Второй — на поставку 870 стационарных контрольных устройств (СКУ), которые устанавливаются дома у поднадзорных лиц, 1785 комплектов мобильных контрольных устройств (МКУ) и 1994 комплектов электронный браслет (ЭБ) на 133 млн рублей. Общая сумма двух тендеров — 154 млн рублей.
— Если верить техзаданию, то ФСИН планирует закупать те самые ремешки и браслеты, сделанные ЦИТОСом и не прошедшие нашу экспертизу, — говорит эксперт НИИ космического приборостроения Николай Ларин. — Готовая партия, похоже, уже лежит на складе, потому что поставка запланирована в течение 10 дней с момента подписания контракта. Изготовить же такой объем браслетов за столь короткое время невозможно.
Как следует из тендерной документации, ФСИН запрашивала цену у трех компаний — производителей браслетов. В одной из них — компании «Cмартинтех» — считают, что конкурс составлен под конкретную фирму.
— Участвовать в конкурсе мы не собираемся, хотя представители ФСИН к нам обращались за информацией, — рассказали «Известиям» в компании. — Чтобы производить такие устройства, надо знать протоколы связи с центральным сервером. А есть они только у ФСИН и у первого поставщика-производителя. Так что на самом деле конкурс делается под определенного «победителя».
Между тем эксперты недоумевают, зачем вообще ФСИН понадобилось такое количество ремешков для ЭБ.
— Если половина комплектов СЭМПЛ, закупленных до 2012 года, не используется, то логичнее было бы брать те, уже купленные, ремешки, а не тратиться на новые, — считает источник во ФСИН. — Но вместо этого ведомство закупает 12 тыс. новых комплектов, каждый из которых состоит из трех ремешков. При этом с браслетами у нас в России ходит всего 10 тыс. человек.
Новый скандальный тендер оперативно во ФСИН прокомментировать не смогли.