По итогам 2021 года Segezha Group (SGZH), подконтрольная АФК «Система» (AFKS) Владимира Евтушенкова, оказалась крупнейшим лесозаготовителем в России за счет приобретения новых активов. Об этом говорится в новом исследовании государственной лесоучетной организации «Рослесинфорг» (подразделение Рослесхоза), с которым ознакомился РБК.
Благодаря покупкам новых активов общий объем заготовки предприятиями Segezha в 2021 году составил 14,5 млн куб. м. Кроме того, ей принадлежат 43,8% акций «ЛХК «Кареллеспром» с объемом заготовки еще 1 млн куб. м. Это позволило компании опередить многолетнего лидера рынка — группу «Илим», принадлежащую Захару Смушкину, братьям Борису и Михаилу Зингаревичам и американской International Paper: в прошлом году ее объем заготовок составил 12,29 млн куб. м, говорится в исследовании. В итоге Segezha Group за последние три года (2019–2021) увеличила вырубку леса в 2,6 раза — с 5,596 млн куб. м.
Представитель «Илима» не ответил на вопросы РБК по существу. Представитель Segezha отказался от комментариев.
Как Segezha получила лидерство
В сентябре прошлого года Segezha Group за 3,5 млрд руб. консолидировала Новоенисейский лесохимический комплекс, который она купила у банка «Траст» и бизнесмена Мартина Херманссона. До этой сделки, в 2020-м на фоне банкротства, объем заготовки древесины на этом НХК упал до 625 тыс. куб. м. Но антикризисные меры и смена собственника позволили ему в прошлом году увеличить этот показатель более чем вдвое, до 1,4 млн куб. м, отмечает «Рослесинфорг».
Уже в октябре 2021 года Segezha Group договорилась о покупке еще одного актива — «Интер Форест Рус» (объем заготовки в 2021 году — 6,77 млн куб. м) — у инвестфонда Bonum Capital за $515 млн (на момент подписания соглашения — 37 млрд руб.).
При этом уже действующие предприятия «дочки» «Системы» в 2021 году сократили объемы заготовки леса, указано в исследовании, — с 6,456 млн до 6,297 млн куб. м. Снижение вызвано сокращением интенсивности лесозаготовительных работ в Красноярском крае у компаний «Лесосибирский ЛДК № 1» и «Ксилотек-Сибирь», входящих Segezha Group, добавили в ведомстве.
Инвестиции группы (в приобретение новых активов в прошлом году) в условиях геополитического кризиса на фоне продолжающейся спецоперации на Украине, в котором оказалась Россия, вероятнее всего, окупятся, но, возможно, в более отдаленной перспективе, отмечает директор «Рослесинфорга» Павел Чащин. На фоне западных санкций и запрета российского правительства на экспорт древесины в «недружественные страны» компания активно переориентирует часть поставок в Россию, в том числе это касается крафт-бумаги, а также ищет новые рынки сбыта в Азии, Южной Америке и на Ближнем Востоке, замечает он.
Кто еще рубит лес в России
Помимо Segezha Group крупнейшими заготовителями леса в России по-прежнему являются группы «Илим», «Титан» (партнер и генеральный поставщик сырья для Архангельского ЦБК) и Устьянский лесопромышленный комплекс Владимира Буторина (УЛК; тоже работает в Архангельской области), говорится в исследовании. Группа «Илим» за 2021 год увеличила производство на 0,9% (до 14,5 млн куб. м), «Титан» — на 6,5% (до 4,285 млн куб. м), УЛК — на 15,7% (до 3,7 млн куб. м).
По данным «Рослесинфорга», сырьевая база «Илима» в 2021 году приросла 18 лесными участками в Архангельской, Иркутской областях и Красноярском крае, еще два участка в Вологодской области перешли ей по «перенайму» от Великоустюгского леспромхоза. Представитель группы не подтверждает эту информацию, но не уточняет конкретные цифры.
Объемы рынка
В прошлом году в России в общей сложности было заготовлено 224,945 млн куб. м древесины, что на 3,7% выше уровня 2020 года. На десятку лидеров с объемом более 1,5 млн куб. м пришлось 28,6% от всех заготовок древесины. По данным «Рослесинфорга», несмотря на укрупнение ключевых игроков, пока не прослеживается монополизация рынка в области лесозаготовок — весь массовый бизнес приходится на средние и мелкие предприятия.
Однако председатель совета директоров и совладелец «Илима» Захар Смушкин в интервью «Коммерсанту» в декабре 2021 года рассказывал, что группа тоже рассматривала покупку активов «Интер Форест Рус» наряду с Segezha Group, что позволило бы ей значительно увеличить объемы лесозаготовки, сохранив лидерство на рынке. «Илим» внимательно изучил активы, провел оценку их стоимости с учетом рисков и будущих затрат на содержание и сделал предложение, которое считал рыночным. Коллеги из Segezha дали предложение выше по цене. Очевидно, что продавец выбрал его», — пояснял он. При этом Смушкин признавал, что у компании есть потребность в расширении сырьевой базы. «С учетом новых проектов все производства «Илима» обеспечены лесом. Но мы следим за ситуацией на рынке и ведем переговоры о приобретениях, которые нам стратегически интересны», — подчеркивал он.
Помимо крупных холдингов активно вырубают лес и обычные граждане — для строительства и отопления жилья. В 2021 году они срубили 11,4 млн куб. м, что на 8,2% меньше, чем было годом ранее. Снижение наблюдается второй год подряд — в 2019 году физлицам выделено на отопление и строительство 14,1 млн куб. м. При этом доля дров в объеме заготовки гражданами выросла — с 48,8% в 2020 году до 50,2% в 2021-м.
В прошлом году «мощный прорыв» по заготовке леса осуществили исправительные учреждения ФСИН, говорится в исследовании. Они увеличили вырубку на 22,7%, до 1,85 млн куб. м, что позволило им приблизиться к показателям крупнейших лесопромышленных холдингов. В основном этим занимаются территориальные подразделения ФСИН в Красноярском крае, Иркутской и Архангельской областях, где больше всего лесных ресурсов в России. При этом в 2020-м объем заготовки учреждений ФСИН показывал снижение в годовом выражении на 7,4%, до 1,508 млн куб. м.
Заключенные учреждений ФСИН наряду с заготовкой леса ведут активную работу по лесопилению, шпалопилению, производству древесного угля, брикетов, пеллет и технологической щепы. «Сбыт собственной древесины производится как в виде пиломатериала, так и в виде изделий из дерева — бани, заборы, столы и прочие мелкие столярные изделия. Ассортимент довольно широкий: от дров до сувениров весьма тонкой работы», — заключает представитель структуры Рослесхоза.
РБК направил запрос в пресс-бюро ФСИН.