Мосгорсуд еще на три месяца, до начала апреля 2022 года, продлил содержание в СИЗО советника главы «Роскосмоса», бывшего спецкора “Ъ” и «Ведомостей» Ивана Сафронова. За это время, по мнению следователей ФСБ, не только журналист и его адвокаты должны дочитать материалы уголовного дела о предполагаемой госизмене — передаче представителям чешской и немецкой разведок данных об обороноспособности России, но и Генпрокуратура должна утвердить обвинение. При этом в январе фигуранта и его адвоката могут ограничить в сроках чтения. Защитники же утверждают, что пока не могут нормально изучать материалы, так как вынуждены воспринимать их на слух, не имея возможности делать выписки даже несекретных данных. Это же касается и сотен часов аудиофайлов прослушек разговоров Ивана Сафронова, который по-прежнему категорически отрицает свою вину.
Очередное заседание о продлении обвиняемому в госизмене (ст. 275 УК РФ) Ивану Сафронову меры пресечения в виде содержания под стражей прошло в Мосгорсуде по уже сформировавшейся традиции. «Увы, эти заседания за закрытыми дверями с каждым разом становятся все формальнее»,— сообщил “Ъ” один из адвокатов господина Сафронова Дмитрий Талантов.
Как обычно, заключенного в суд доставил конвой из бойцов спецназа во главе с руководителем следственной бригады СУ ФСБ полковником юстиции Александром Чабаном, чье ходатайство и рассматривал суд.
Сестру Ирину и невесту Ксению на заседание на этот раз не пустили.
Более того, им, несмотря на просьбу адвокатов, не дали поприсутствовать даже на оглашении несекретной, резолютивной части решения, объяснив это ограничениями в связи с коронавирусом.
Между тем само ходатайство в отличие от прежних заключалось лишь в том, что обоснованием продления ареста стала необходимость закончить ознакомление с материалами уголовного дела Иваном Сафроновым, начатое пару месяцев назад. По словам господина Талантова, в деле 22 тома. Следователь в суде предположил, что на изучение не понадобится много времени, отдельно отметив, что уже в январе планирует обратиться в суд с просьбой ограничивать обвиняемого и адвокатов в сроках изучения материалов. Таким образом, можно предположить, что к 7 апреля — дате, до которой Александр Чабан просил продлить арест экс-журналиста, ФСБ планирует завершить предварительное следствие с тем, чтобы дело было направлено на утверждение в Генпрокуратуру, а затем и в суд для рассмотрения по существу.
«Мы были против продления, так как следствие, вопреки позиции Конституционного суда, не приводит никаких доказательств причастности к преступлению нашего доверителя, а само предоставление материалов стороне защиты происходит с грубейшими нарушениями»,— подчеркнул адвокат. Он еще раз напомнил, что следователи категорически запретили делать при изучении засекреченного дела какие-либо выписки на бумаге. О привычном для юристов копировании материалов не может быть и речи, так как телефоны вместе с другими «электронными носителями информации» обязательно сдаются на входе в СУ ФСБ, где тома дела предоставляют адвокатам.
Фактически, по словам представителей защиты, им предлагают воспринимать материалы, включая тысячу листов экспертных заключений, только на память, что едва ли не исключает построение четкой линии защиты.
Как ранее сообщал “Ъ”, Дмитрий Талантов обжаловал эти запреты в Лефортовском суде еще до начала процедуры ознакомления с делом, получил отказ, обжаловал и его, а сейчас в суде находится новая жалоба, поданная уже после начала ознакомления. Однако движения по ней пока нет, и защитник не исключает, что это обращение не рассмотрят до отправки уголовного дела Ивана Сафронова в суд, когда оно по закону автоматически аннулируется.
«Нам предлагается являться по три раза в неделю и по три часа изучать материалы»,— пояснил господин Талантов, отметив, что и эти временные рамки, которые защитой строго соблюдаются, чтобы не дать возможности ФСБ говорить о затягивании, порой сокращаются ее же представителями. По его словам, при таком графике сложное дело он мог бы изучить примерно за два месяца, но только при возможности делать рабочие записи из несекретных документов. Однако в сложившейся ситуации адвокат убежден, что просто «не сможет завершить ознакомление никогда». И это при том, что в деле, по некоторым данным, имеются сотни, если не тысячи часов записей на аудиофайлах — переговоров Ивана Сафронова, которые также защите нужно будет изучить.
В итоге в суд собираются и следователи ФСБ, и сторона защиты, которая, кстати, говорит, что до сих пор не поняла всей сути обвинения, которое не «объективизировано». По словам защитников, об этом в понедельник в суде говорил и сам Иван Сафронов.
Речь обвиняемого, который по-прежнему, как они утверждают, держится «мужественно и стойко», они назвали «блестящей». Адвокаты считают, что в открытом процессе она очень помогла бы доказать его невиновность.
Говорить о ней подробно юристы отказались, намекнув, что бывший журналист вновь напомнил, что никогда не имел доступа к гостайне, несколько лет находился «под колпаком» у спецслужб, однако так и осталось неизвестным, откуда он черпал якобы закрытые данные, а объяснить самому их происхождение из открытых источников ему не дают.
Господин Талантов также сообщил “Ъ”, что в этот раз, как и во все предыдущие, за Ивана Сафронова были поданы многочисленные личные поручительства — их насчиталось 222, а решение Мосгорсуда в обязательном порядке будет обжаловано.