Великобритания ужесточила санкции против Михаила Фридмана. Теперь у основателя «Альфа-Групп» есть и транспортные ограничения. Судам и самолетам, связанным с бизнесменом, запрещено заходить в порты и аэропорты королевства, регистрироваться в судовом или авиационном реестрах. В противном случае их могут задержать. Также закреплен запрет на оказание им какой-либо технической помощи со стороны других компаний.
Михаил Фридман находится под санкциями США, ЕС и Великобритании с марта 2022 года. Все это время он проживает в Лондоне. В первые месяцы в интервью он жаловался на ухудшение условий жизни из-за блокировки счетов. С конца 2022 года против Фридмана велось расследование: Лондон подозревал его в обходе санкций. В декабре в его доме прошли обыски.
Расследование прекратилось только на прошлой неделе, публичных обвинений Фридману не выдвигали. Но санкции все равно ужесточили. Комментирует адвокат Георгий Сухов:
«Это продолжение тех санкций, которые уже на протяжении полутора лет вводятся постоянно новыми пакетами со стороны различных юрисдикций. Поэтому в новых пакетах санкций, в том числе персональных, в отношении крупных российских предпринимателей ничего нового и удивительного нет. Ряд обновлений этих санкций, их ужесточение в отношении конкретных лиц может быть связано в том числе и с их процессуальным сопротивлением, в случае Михаила Фридмана в английских судах. Он оспаривает те меры, которые правительство Великобритании против него принимает. Это может быть элементом ответной борьбы, хотя не совсем правовым. В этом решении в отношении Михаила Фридмана написано обоснование, и все эти пять пунктов сводятся к тому, что он является контролирующим лицом и выгодоприобретателем «Альфа-Групп» и Альфа-Банка, которые являются системообразующими для российской экономики, он получает от этого выгоду, и от этого получает выгоду правительство России. Что касается успешного прекращения в отношении Михаила Фридмана расследования по делу об обходе санкций. Для производства обыска необходимо соответствующее процессуальное решение, это решение уполномоченного органа ограничить конституционные права гражданина на неприкосновенность жилища в интересах какого-либо расследования. На основании ордера у него произвели обыск, наверняка изъяли какие-то документы, материалы, ценности, но было признано, что сам ордер был выдан незаконно. На основании этого были признаны незаконными эти обысковые мероприятия, должно быть возвращено все, что изъято в ходе этого обыска. Это логичная, отдельная небольшая победа, которая имеет и свои последствия. Если эти материалы могли быть положены в основу дальнейшего уголовного преследования Фридмана по делу об уклонении, обходе санкций, из дела эти доказательства исчезли, значит, и расследование в этом смысле буксует, и у него снижается опасность подвергнуться дополнительному уголовному преследованию».
В прошлые выходные Михаил Фридман в интервью The Times заявил, что расследование и обыски в его доме лишили его «чувства спокойствия и стабильности», которое, в отличие от России, давала ему жизнь в Лондоне. По словам бизнесмена, из-за расследования он чувствовал себя «униженным и незащищенным» в стране, которая по праву гордится защитой прав и свобод своих граждан. Фридман настаивал, что он никогда не нарушал законы, включая налоговые, ни в одной стране мира.