Источники Financial Times рассказали, что миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен готовы избавиться от своих долей, чтобы добиться отмены введенных против них санкций. По данным издания, доли за $2,3 млрд согласен купить давний партнер основателей банка Андрей Косогов.
Российские миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен готовы продать свои доли в Альфа-Банке давнему деловому партнеру Андрею Косогову за 178 млрд рублей ($2,3 млрд), пишет Financial Times со ссылкой на четыре источника, непосредственно знакомых с соглашением и подробным описанием условий сделки. «[Они] хотят сделать все возможное, чтобы выйти из своих российских активов и снять [с себя] санкции», — сказал газете один из источников, знающих о сделке.
Косогов подтвердил изданию, что сделка согласована, но отказался от дальнейших комментариев. Forbes направил запрос в пресс-службу Альфа-Банка и ждет комментарии от Фридмана и Косогова. Авен на запрос Forbes отказался от комментариев. FT Фридман и Авен комментировать информацию о возможной сделке не стали.
Фридман и Авен владеют более 45% Альфа-Банка (Фридману принадлежит 32,9%, Авену — 12,4%) через люксембургскую холдинговую компанию ABH Holdings, которая, в свою очередь, контролирует кипрскую материнскую компанию банка. Фридман, Авен, а также их партнеры Герман Хан и Алексей Кузьмичев попали под санкции Евросоюза и Великобритании в 2022 году. После этого Хан и Кузьмичев передали Косогову свои доли в ABH Holdings, в результате чего доля увечилась до 41%, пишет FT.
Сделка по продаже банка «прекрасна на бумаге», так как в соглашении между Косоговым и кипрской материнской компанией ни будет ни одной из сторон под санкциями, отметил один из осведомленных источников FT. Как отмечает издание, сделка должна быть завершена этой весной, однако ее придется сначала согласовать с регуляторами, в том числе Банком России. Кроме того, может потребоваться одобрение надзорных органов США и Евросоюза. Два собеседника FT отметили, что получить одобрение регуляторов в нескольких юрисдикциях будет сложно, из-за чего процесс завершения сделки может затянуться.
Один из источников Forbes, близкий к акционерам Альфа-Банка, заявил, что Фридману и Авену будет непросто продать акции, так как они владеют ими не напрямую, а через люксембургский холдинг. Принадлежащие Фридману и Авену акции банковского холдинга заморожены, поскольку их владельцы находятся под санкциями Евросоюза, и чтобы их продать, потребуется получить специальное разрешение Еврокомиссии, отметил собеседник.
Продажа Альфа-Банка должна ослабить давление на банк в России, так как ответные санкции Кремля в отношении «недружественных» стран создали трудности для управления и повлияли на способность банка получать государственное финансирование, сказали источники FT. «Фридман и Авен избегают санкций, Косогов получает банк, а у банка остается один единственный российский акционер», — объяснил план сделки один из источников издания. При этом основатели Альфа-Банка не получили никаких гарантий того, что продажа банка убедит власти Евросоюза снять с них санкции, отмечает FT.
В заявлении, опубликованном в феврале до введения десятого пакет санкций Евросоюза, ABH Holdings заявляла, что ей необходимо срочно избавиться от Альфа-Банка, «чтобы избежать дальнейших нормативных, политических и репутационных последствий», пишет FT. В заявлении говорилось, что владение банком стало «токсичным» для его бенефициаров, которые «стремились сохранить свой статус международных инвесторов». Долями в люксембургской компании владеют также итальянский банк UniCredit и онкологический фонд, которым руководит бывший топ-менеджер Альфа-Банка, отмечает газета.
Евросоюз включил Фридмана и Авена в санкционный список вскоре после начала российской «спецоперации»* на Украине, 28 февраля. Миллиардеры называли санкции «необоснованными» и оспорили их в суде. Сам Альфа-Банк попал под санкции ЕС в десятом пакете.
Андрей Косогов с 1992 по 1998 год занимал должность гендиректора УК «Альфа-Капитал», а с 1998-го по 2005 год был первым заместителем председателя правления Альфа-Банка и руководителем инвестиционного блока. После начала «спецоперации» ему удалось не попасть под какие-либо санкции, кроме украинских. В 2022 году Косогов занял 76 место в рейтинге богатейших российских бизнесменов. Его состояние было оценено в $1,2 млрд.