Фонд Дмитрия Зимина «Династия» могут объявить иностранным агентом

Источник
Это может резко осложнить его благотворительную работу с бюджетными организациями.
Минюст может включить фонд «Династия» в реестр иностранных агентов, такое решение принято по результатам недавно завершившейся проверки, рассказали «Ведомостям» четыре человека, участвующих в деятельности фонда. По словам одного из собеседников «Ведомостей», на 13 мая представители «Династии» приглашены в Минюст для вручения протокола по ст. 19.34 КоАП (осуществление деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр). Исполнительный директор фонда Анна Пиотровская отказалась от комментариев. Основатель фонда Дмитрий Зимин заявил «Ведомостям», что ему пока нечего сказать по этому поводу. Пресс-служба Минюста сообщила, что по состоянию на 7 мая акт проверки фонда «Династия» в ведомство не поступал.

«Династия» – один из самых крупных в стране частных фондов, реализующих проекты в области науки, образования и просвещения, – был создан в 2002 г. основателем «Вымпелкома» Зиминым. С 2003 г. входит в состав Форума доноров – крупнейшей ассоциации российских и зарубежных грантодателей. В 2015 г., сообщает сайт «Династии», планируемый бюджет программ и проектов фонда составляет 435 млн руб. (в 2014 г. – 352 млн, в 2013 г. – 328 млн). Согласно опубликованному Минюстом отчету о расходовании «Династией» средств и имущества в распоряжение фонда поступали средства как от российских, так и от иностранных организаций, но сумма поступлений не уточняется. Вторым признаком, позволяющим причислить НКО к иностранным агентам, является ее политическая деятельность.

Ложная политика

Большинство из 70 видов «политической деятельности» НКО, внесенных в реестр иностранных агентов, откровенно «притянуты за уши», говорится в докладе уполномоченного по правам человека Эллы Памфиловой.

По словам человека, близкого к руководству фонда, сейчас там пытаются доказать Минюсту, что фонд использует не иностранные деньги, а деньги самого Зимина, лежащие на зарубежных счетах. Именно этим, по словам собеседника, объясняется молчание организации, политическая деятельность которой заключалась лишь в том, что она спонсировала проекты фонда «Либеральная миссия» Евгения Ясина (книгоиздание, премия «Просветитель», экономические семинары). Одновременно фонд думает о том, как продолжать работу в случае попадания в реестр агентов. Одно из предложений – стратегию не менять, считая статус агента почетной наградой. Но в этом статусе почти невозможно работать с бюджетными организациями, а у «Династии» много проектов с музеями, школами и университетами.

По словам члена комиссии Общественной палаты по развитию благотворительности Елены Тополевой-Солдуновой, новость о том, что «Династия» может попасть в список агентов, просто лишает дара речи: частных благотворительных фондов в России и так раз, два и обчелся. При этом работа фонда отвечает всем стандартам открытости, там просто образцово выстроена система управления, говорит она: «Я вообще не понимаю, какую там можно найти политическую деятельность».

Деятельность Минюста по выискиванию политической деятельности в работе НКО идеально описывается советским термином «волюнтаризм», считает политолог Екатерина Шульман: «Когда объявляли агентом Московскую школу политических исследований, в материалах министерства была среди прочего запись моей лекции, представляющей собой в сжатом и слегка популяризированном виде тот материал, который я читаю в одном из вузов. Является ли чтение лекций по политологии политической деятельностью? Минюст, судя по всему, живет в прекрасном мире платоновских идей, где нет никакой грани между словом и его материальным воплощением». Эксперт напоминает, что определение политической деятельности в законе достаточно мутно, Конституционный суд не внес ясности в этот вопрос, а подготовленную Минюстом и СПЧ новую версию закона еще только обещают вскоре вынести на обсуждение правительства. 
Персоны Компании
Родина зовет: как миллиардеры отреагировали на призыв к деофшоризации
Предприниматели не спешат раскрывать зарубежные активы. Некоторые, например, Михаил Фридман, ради сохранения бизнеса готовы стать налоговыми резидентами других стран.
Банкир по жизни: Владимир Антонов потерял бизнес, но сохранил интерес к банкам
Он помогал лондонским приятелям купить «Мой Банк», чей экс-владелец Глеб Фетисов после сделки оказался в тюрьме.
Друг Ельцина, враг Путина: какой след Борис Немцов оставил в политике
Борису Немцову было 55 лет. Он многое успел: ученый, губернатор, вице-премьер, депутат, оппозиционер. Вспоминая о нем, люди то и дело используют слова «яркий» и «талантливый».
Миллиардер Мамут переписал часть своих активов на троих детей
Как стало известно РБК, миллиардер Александр Мамут передает часть своих активов несовершеннолетним детям. В созданный для них траст перейдут его иностранные активы и доля в добытчике серебра – Polymetal.
Как кредиторы «Связного» оказались в ловушке
Почему у Максима Ноготкова одна за другой срываются попытки передать группу «Связной» новому владельцу? Похоже, потому, что, даже договорившись об одном варианте, он не перестает искать более выгодный. Но промедление снижает стоимость розничной сети.
Год свободы: кто выиграл от отмены «мобильного рабства»
Услуга смены сотового оператора не стала популярной у населения. Почему в борьбе за абонентов компаний-конкурентов всех опережает Tele2?
"Один держит руки, другие двое по карманам шарят"
Владелец компании Solvers о развитии событий вокруг ГК "Связной".
Круг Усманова: как миллиардер управляет людьми и активами
Кто входит в ближний круг лидера российского списка Forbes и почему заслужить его доверие удается единицам?
Энергетика отношений: что не поделили Виктор Вексельберг и Михаил Абызов
В суде Британских Виргинских островов министр Михаил Абызов пытается оспорить отказ Вексельберга выплатить ему около полумиллиарда долларов за 40%-ю долю в КЭС-холдинге.
«Я пока out of market, касса закрыта»
Владелец Solvers Олег Малис о приобретении новых активов.
Сечин «сыграл на понижение»?
«Роснефть» отдала 7 миллиардов долларов кредита, взятого под покупку ТНК-ВР. Проблема в том, что, имея возможность погасить долг из своих средств (чистая прибыль компании в этом году около 14 миллиардов долларов), глава компании разместил облигаций на 625 миллиардов рублей. По мнению ряда экспертов, это стало одной из причин беспрецедентного падения рубля.
Группа ОНЭКСИМ продала долг Максима Ноготкова
Группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова переуступила долг предпринимателя Максима Ноготкова группе Solvers Олега Малиса, говорится в официальном заявлении ОНЭКСИМа.
«Замучаетесь пыль глотать»
Почему российские бизнесмены не торопятся выводить активы из офшоров.
Глава Telenor покинет набсовет VimpelCom из-за коррупционного скандала
Президент норвежской компании Telenor покидает наблюдательный совет VimpelCom из-за коррупционного скандала в Узбекистане. 
Просчет «Связного»: почему Максим Ноготков потерял половину бизнеса
Основателю группы компаний «Связной» Максиму Ноготкову понадобилось больше 20 лет на то, чтобы войти в список богатейших российских предпринимателей. Спуск с вершины занял гораздо меньше времени: примерно за год Ноготков оказался на грани банкротства. 
Жизнь инвестбанкира как детективный роман
Тайна наследства Леонида Рожецкина не менее интересна, чем загадочные обстоятельства его смерти.
«Ростелеком» подал голос
Оператор изобретает аналог Skype.
«Евросеть» стала одним из крупнейших кредиторов ОСАО «Россия»
Крупнейшими кредиторами ОСАО «Россия» украинского миллионера Виктора Пинчука оказались Российский союз автостраховщиков, «Евросеть» и даже Gen Re Уоррена Баффетта.