Утром 19 мая Следственный комитет и Собственная безопасность УФСБ Петербурга начали обыски. Среди адресов – шикарный офис на Невском, 95. Это и есть штаб-квартира фон Мессинг Элизабет Элены, более известной неформальному миру как Лена Скородумова. Ей нет аналогов. Как и сумме, зафиксированной в уголовном деле, – тысяча миллионов евро. Ее людям предъявляют именно такой масштаб незаконного вывода денег под закупку копеечных it-шифраторов. Сама же героиня недавно выдворена в Финляндию. В нашем городе становится скучнее, но, судя по ее комментариям, до капитуляции еще далеко.
Недавно в Следственном комитете Петербурга появилось новое уголовное дело по классической третьей части статьи 193.1 УК – «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов в особо крупном размере». Что в профессиональной среде называется яснее – «выгон». Сегодня, 19 мая, начались обыски, показательный – в офисе дома 95 по Невскому проспекту. Офис действительно хорош: семь просторных помещений, с редкими для российской буржуазии картинами современного искусства. Там исторически находится кабинет Лены Скородумовой, ставшей гражданкой Финляндии фон Мессинг Элизабет Эленой.
В принципе, силовики разных мастей и стран ею увлекались последние 20 лет. По воспоминаниям, первый обыск у нее состоялся еще в 2000 году, в ее квартире в знаменитом доме Собчака на Мойке, 31. Сама же она в апреле этого года в беседе с автором статьи общее количество нежданных визитов сосчитала в тридцать восемь. «Фонтанка» же помнит ее арест в Болгарии за финансовые махинации. Кстати, там до сих пор она является обвиняемой, суд не закончен, а Елена не устает биться за замороженные 15 миллионов долларов. Три года назад в Петербурге также шло расследование по обналичиванию 45 миллиардов рублей, где фигурировало ее имя. Говорят, что и в Финляндии она успела побывать в опале за налоговые прегрешения. Что не мешает ей сегодня возмущаться происходящим из апартаментов за два с половиной миллиона долларов на берегу залива в Хельсинки.
Так что если ярких мужских персонажей еще можно сравнивать между собой, то Лена уникальна. Как и крепкое воздействие ее личности на окружающую среду.
Ей 50 лет. Ленинградка. Из образованной семьи. Мастер спорта по плаванию. Взрослый сын. Замужем была трижды. Фамилию сменила в связи с убеждением, что ее бабушка родила ее мать от немецкого барона фон Мессинга.
События, что затронули сегодня ее компанию ООО «ФТС» (есть намек на Федеральную таможенную службу, но расшифровка другая – «Форвардинг транспорт сервис»), вызваны уверенностью следствия, что за номинальными директорами мнимых фирм, участвовавших в схеме, стоят и генеральный директор «ФТС» Сергей Черемухин и ее виртуозный разум.
Черемухину 35 лет. Родился в Латвии. На него зарегистрировано более десяти компаний. Преданный фон Мессинг человек. С виду гламурный, но не гламурный это точно. В свое время проходил по делу о покушении на петербургского бизнесмена Балазовского. Тогда, в декабре 2012 года, киллер выпустил обойму, попал шесть раз, но 74-летний Марк выжил. Черемухин остался свидетелем. Получается, он не знал, для каких целей исполнители приобретали иномарку, на которой караулили цель.
Что касается сегодняшнего уголовного дела, то схема придумана на тонкостях российского законодательства. Существует два основных вида импорта. Либо товар полностью очищается от таможенных платежей, когда после пересечения границы получатель платит 18% НДС и таможенные сборы, после чего продукт выходит в свободное обращение. Либо груз можно поместить на склад и повременить с оплатой. Второе условие создано для крупных импортеров, чтобы компании поэтапно несли финансовые нагрузки.
По мнению СК, фигурантами была придумана новая шифровальная программа VNP-lux. В Китае ее поместили на CD, модно упаковали, снабдили волшебными авторскими правами, гарантиями обслуживания трех компьютеров на три года и оценили в 10 тысяч долларов за штуку.
В Россию чудо пришло уже из Прибалтики и было помещено в спящем режиме на склады Печоры, Смоленска, Брянска и даже центра Внуково-Карго.
Другое дело, что таких программ уйма, они продаются в открытом доступе, нужны для защиты корпоративных данных при передаче, а их объективная цена в сети – 10 долларов. Заметим, что образцы со складов уже взяты, по ним проведена экспертиза, оценившая продукт в диапазоне от ноля до 10 тысяч рублей.
Но так как предоплата за рубеж в России запрещена, то после складирования и начался расчет с иностранными компаниями, что поставили эту уникальную шифровальную технологию. Сами же «программы» могут лежать на складе много лет, затем их можно перепродавать внутри склада, а в конце концов заявить о коммерческом провале поставки.
По версии СК, с 2014-го по август 2016 года за границу было отправлено под миллиард евро (если конкретнее, 870 миллионов, а остальное в миллионах долларов). А это и есть, как говорят деловые люди, конверт. Если в 2013 году услуга стоила 2 процента, то после усиления контроля Центробанка цены подскочили до 7 – 8.
По данным «Фонтанки», эти факты следствие подтверждает свидетельскими показаниями номиналов, исследованиями счетов, которыми управляли конкретные бухгалтеры с определенных компьютеров. И все это ведет к окружению фон Мессинг.
Заметим, что так деньги выгоняются не на счета коррупционеров. 99% – это кривая, но все же оплата нашим бизнесом импорта, ввезенного по серой схеме. Честно ввезти можно, но, например, с электроники кроме 18% НДС надо еще заплатить 25% таможне. Так что лобовой подход при перевалке смартфонов обойдется коммерсанту под 300 тысяч долларов с контейнера. А с услугой контрабандиста это встанет в 50 тысяч долларов. Конечно, в декларации будет заявлено что-нибудь дешевое. А раз так, то напрямую перевести импортеру сумму уже нельзя. Для этого и нужна воронка, способная аккумулировать и вывести деньги окольными путями. Заодно отметим, что, когда вы видите статистику, мол, из РФ ушли десятки миллиардов долларов, – не волнуйтесь. Они не осели на секретных счетах. Все вернулось в виде различных товаров и пошло на очередной виток. Так что контрабанда и выгон раздельно не живут.
Однако первый этап – это перевод денег на счета той прокладки, что оправит их под вымышленные оплаты за границу. Тут, разумеется, тоже нужны документы прикрытия. Обычно создают вид закупки какого-нибудь оборудования. Но так как суммы, указанные в этом деле, фантастические, то скоро петербургским бизнесменам будет хлопотно объяснить, где эта вся груда товаров находится.
Отдельной интригой является оперативное сопровождение этого дела – Собственная безопасность регионального УФСБ. По данным «Фонтанки», отчасти объяснение лежит в резонансности случившегося. Так, никто уже не удивляется, отчего большинство громких федеральных арестов произошло при участии Собственной безопасности Лубянки. Но и характер фон Мессинг имеет значение.
Так, «Фонтанка» и «47news» сообщали, что осенью прошлого года по заявлению фон Мессинг был арестован экс-депутат Всеволожского района Антон Зеленцов, а в марте этого года по ее же заявлению арестован авторитетный человек по фамилии Фукс. Как сообщил наш собеседник в правоохранительных органах, «…эти ситуации она начала использовать как джокера, заявляя, что все произошло чуть ли не по ее указанию. А когда она поняла, что оперативники заинтересовались и ее движениями, то Елена Николаевна пошла ва-банк». По данным «Фонтанки», в адрес президента пошли письма. В письмах за ее подписью указывалось, как сотрудники Литейного, 4, требуют с фон Мессинг 300 тысяч долларов на борьбу с полицейскими-оборотнями.
Не получив хотя бы наброска ее портрета, непосвященному невозможно понять такую реакцию. Первое: Лена – это женский вид шаровой молнии. Если вы хоть раз с ней поговорите – пронесете впечатление на все годы. Сплошная харизма, дар убеждения феноменальный, жонглирование статусными именами – отточенное. Манипуляция осколками правды – цирковая. Она всех знает, начиная от жуликов и заканчивая членами Совета Федерации. А кто не знает ее – не ведает подледного Петербурга. Но есть нюанс. Как только шоколадный период знакомства с ней заканчивается, у тебя начинаются проблемы. Да и в личной жизни – аналогичное. Взять хотя бы предпоследнего мужа – Андрея Хлоева, легендарного гангстера Беспризорника. Даже еле ноги унес от этого брака. Так что о ней надо писать не роман, а феерию.
Однако, как сообщала «Фонтанка», она была депортирована из России в начале апреля этого года. На представленном ролике видна ее энергетика.
После чего Скородумова оспорила это решение. Правда, в связи с сегодняшними новостями вряд ли поспешит в Петербург.
По ощущениям «Фонтанки», силовики тоже не надеются ее увидеть. Судя по всему, дело может докатиться до доказательств ее участия, за чем последуют международный розыск, соответствующий запрос по линии Интерпола и соответствующий отказ Финляндии выдавать свою гражданку. Вот тебе и перспективы стать невыездной из Суоми, а оттуда – в третьи страны.
Но особое мнение Елены другое.
– Сегодняшние события меня не удивляют. Я считаю, что это давление моих врагов, а называть их имена я пока не хочу. Если надо, то я могу и приехать и дать показания, хоть по какому-то для меня непонятному миллиарду. Петербург – мой город, легко из него меня выжить не удастся, – прокомментировала «Фонтанке» Елена Николаевна, добавив напоследок: – Передайте, пожалуйста, что моя домработница вернется в Петербург завтра утром, ключи от квартиры у нее, пусть дверь пока не ломают. А вы, Женя, не оттаптывайтесь сильно, мне и так тяжело».
Десятилетия Элена фон Мессинг многих устраивала. Наверное, она замахнулась на слишком многоходовый сюжет и не смогла его отыграть. Да, ее имя раздражало и коробило, но теперь теневой мир на Неве потускнеет.