Занимающуюся производством нефтепромыслового оборудования ПК «Тюменские металлоконструкции» уличили в многомиллионных незаконных схемах налоговой минимизации. Согласно выводам инспекторов ИФНС России по Тюмени №3, организацией оформлялись фиктивные сделки со связанными компаниями, которые позволяли уменьшить налоговую базу. В реальности же ни контрагенты, ни следующие звенья цепочки выполнить обязательства не могли. При этом деньги уходили бизнесмену, который фактически руководил ПК «ТМК», а также обналичивались через банковские карты сотрудников, что, в частности, стало поводом для проверки УМВД. Пытаясь избежать последствий таких выводов и многомиллионных штрафов, компания оспаривала решения, правила декларации, указывала на «беспрецедентные действия западных стран, направленные на дестабилизацию российской экономики», убыточность и сотню работников, но арбитраж принял позицию госоргана. На текущий момент разбирательства продолжаются, а в очередь за средствами тюменского производства – партнера «Сургутнефтегаза», «PH-Снабжение» и «ЛУКОЙЛа» – выстраиваются и банкиры.
ООО ПК «Тюменские металлоконструкции» (ПК «ТМК») проиграло очередной многомиллионный суд ИФНС России по Тюмени №3. Компания, занимающаяся производством нефтепромыслового оборудования, не смогла оспорить привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 6,3 млн рублей.
Санкции были применены фискалами по итогам ревизий и выводов об умышленном создании компанией схемы, направленной на уменьшение налогооблагаемой базы по НДС. Впрочем, налог организации доначислять не стали, поскольку после мероприятий она оперативно откорректировала декларацию.
Оспаривая штрафные меры, ПК «ТМК» пыталась настаивать, что они несоразмерны совершенному деянию и просило снизить претензии.
«Просит снизить назначенный штраф и учесть в качестве смягчающих ответственность обстоятельств отсутствие неблагоприятных налоговых последствий для бюджета; включение общества в перечень предприятий Тюменской области, участвующих в реализации федеральных планов по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения РФ, наличие у заявителя обязательства по уплате лизинговых платежей. Также общество ссылается на то, что в настоящее время в связи с беспрецедентными действиями западных стран, направленными на дестабилизацию российской экономики, ведение деятельности в сфере производства промышленного оборудования является заведомо убыточным», – следовало из позиции представителей компании, озвученной в суде.
Впрочем, подобные доводы не убедили арбитраж Тюменской области. Первая инстанция указала, что при вынесении фискалами решения были учтены в качестве смягчающих обстоятельств «тяжелое финансовое положение, социально значимая деятельность (в обществе трудоустроено более 100 человек), в результате чего штрафные санкции были снижены налоговым органом в четыре раза».
Кроме того, суд указал и на другие прецеденты. «Ранее в отношении ПК «ТМК» была проведена выездная налоговая проверка за 2016-2018 годы, по результатам которой доначислены налоги в сумме 112,19 млн, пени в сумме 46,2 млн, штрафные санкции <…> в сумме 4,2 млн <…>. В ходе камеральной проверки за IV квартал 2019 года доначислен штраф по НДС в <…>3,2 млн, за I квартал 2020 года доначислен НДС в сумме 31,6 млн <…>, пени по НДС 8,5 млн, штраф по НДС в сумме 6,3 млн <…>, в ходе КНП за II квартал 2020 года обществу доначислен штраф по НДС в сумме 4,2 млн», – следует из документов.
Так, разбирая одну из претензий на десятки миллионов, фискалы отметили, что ПК «ТМК» был создан формальный документооборот по сделкам с контрагентами ООО «Палланга-Тюмень» (сумма НДС 26,7 млн) и ООО МРК «Салют» (сумма НДС 4,89 млн).
Ревизоры пришли к выводу, что сделки были фиктивными и оформлялись исключительно для уменьшения налоговой базы. «Согласно проведенному анализу информационных ресурсов, банковских выписок, <…> установлено, что поставщики «Палланга-Тюмень» не являются организациями, ведущими реальную финансово-хозяйственную деятельность <…>, следовательно, <…> не могли осуществить поставку <…>. Отсутствуют перечисления денежных средств «Палланга-Тюмень» в адрес вышеуказанных организаций. <…> Обороты <…> по расчетным счетам не соответствовали оборотам по книгам покупок и продаж, что свидетельствует о формальном создании документооборота без реального движения товаров, работ, услуг, об отсутствии фактического исполнения обязательств сторонами сделок», – подчеркнули фискалы.
Они также остановились на связи между ПК «ТМК» и «Палланга-Тюмень». Так, изучение данных отчетности по НДФЛ и страховым взносам за I квартал 2020 года показало, что «Палланга-Тюмень» отражала выплаты заработной платы в адрес восьми человек: четыре человека при этом являлись работниками ООО ПК «ТМК» и ООО «Палланга-Тюмень» (Зубарев А.Е., Зубарев К.Е., Зубарева Е.М., Лоскутова О.А.). Один человек – Паршуков Игорь Анатольевич – руководитель ООО «Палланга-Тюмень», как указали в налоговой, в 2015 году числился работником отдела материально-технического снабжения в ПК «ТМК».
Схожие обстоятельства были зафиксированы и в отношении партнерства с МРК «Салют». Так, в ходе допросов руководитель компании Петр Прохоров открестился от этого бизнеса, указали фискалы и на номинальность в качестве директора МРК «Салют» Ольги Ореховой.
Говоря о реальных руководителях, инспекторы особо обратили внимание на Анатолия Зубарева. «Материалами проверки <…> установлено, что Зубарев А.Е. – лицо, фактически осуществляющее руководство как ПК «ТМК», так и подконтрольными организациями. <…> Денежные средства, полученные от ПК «ТМК» подконтрольными поставщиками, списывались на подконтрольных ООО ИП и физических лиц, а в книге покупок <…> отражались «транзитные» организации <…>. В адрес организаций, заявленных в качестве поставщиков в соответствии с книгами покупок, подконтрольные поставщики ПК «ТМК» денежные средства не перечисляли, «транзитные» организации участвовали только в документарных «цепочках». Установлено, что за 2016-2018 годы со счетов проверяемого ПК «ТМК» на счета подконтрольных поставщиков перечислено 402 млн (в т.ч. за товары, работы, услуги – 315 млн руб.), а со счетов подконтрольных поставщиков на счета Зубарева Анатолия Евгеньевича за указанный период перечислено 401,9 млн рублей», – отмечено в материалах разбирательств.
Добавим, что речь идет, судя по всему, об Анатолии Зубареве, который ранее числился среди совладельцев ПК «ТМК». Согласно «Контур.Фокус», он также значится участником таких компаний, как ООО «Персоналъ» (Санкт-Петербург), ООО «СтройГрупп» (Москва) и организации с примечательным названием АО «Стройтрансгаз» (Тюмень).
Также фискалы обратили внимание на обналичивание средств, которым, к прочему, заинтересовалось МВД.
«ИФНС <…> указала, что располагает материалами проверки УМВД России по Тюмени на основании заявлений физических лиц – работников ПК «ТМК» о привлечении к ответственности директора <…> Лямина А.Ф., директора ТД ПК «ТМК» Шмидт П.В., Смирнова Ю.П., иных лиц, причастных к противоправным действиям, а именно: открытию от имени работников ПК «ТМК» банковских карт и использованию их для обналичивания денежных средств», – следует из документов.
Добавим, что на этом конфликты ПК «ТМК» с ФНС не заканчиваются – на текущий момент рассматриваются и другие претензии компании к фискалам, а пока в очередь за средствами тюменских производителей, судя по всему, решил встроиться и АКБ «Абсолют банк», который, согласно картотеке арбитражных дел, подал иск на 44,4 млн рублей. Заявление еще не принято к производству, но, судя по всему, речь может идти о банковской гарантии.
ПК «ТМК» позиционирует себя как партнер российских и международных нефтяных и сервисных компаний. Согласно «Контур.Фокус», на конец 2021 года баланс предприятия составлял 660,7 млн, выручка – 812,7 млн, чистая прибыль – 24,4 млн. Среди заказчиков на сайте организации значатся «ЛУКОЙЛ», «Газпром бурение», «Сургутнефтегаз» и прочие. Кроме того, ФНС называла в числе основных потребителей продукции ПК «ТМК» ООО «Завод нефтепромыслового оборудования Уником», ООО «Нефть», ООО «PH-Снабжение» (специализированное дочернее общество ПАО «НК «Роснефть»).