Как сообщает корреспондент The Moscow Post, сегодня получила свое развитие ситуация вокруг производителя свинины "Глобал Эко" - владельца практически уничтоженной водочной группы "Кристалл-Лефортово" Павла Сметаны. Последний - персонаж даже не однозначный, а явно отрицательный, судя по всему, оказался в центре серьезного корпоративного конфликта.
Дело в том, что Сбербанк
подал заявление в правоохранительные органы, в котором попросил проверить действия конкурсного управляющего компании "ДП Холдинг", через которую Павел Сметана владеет "Глобал Эко". Госбанк подозревает, что тот похитил и причинил ущерб этому Обществу аж на 2,2 млрд. рублей.
Суть заключается в следующем: Сбербанк
является основным кредитором "Глобал Эко" Павла Сметаны, а тот отстранен от управления своими активами. Он владеет 85% общества через ООО "ДП Холдинг", поручившегося по кредитам экс-производителя водки. Остальное у финской "Gloval NG Oy". В прошлом году в ГК "Кристалл-Лефортово" ввели в процедуру банкротства, а в "ДП Холдинг" - процедуру наблюдения из-за миллиардного долга перед ВТБ
.
"Сбербанк
" спешит на помощь
И, судя по всему, именно конкурсные управляющие почему-то явно не понравились "Сбербанк
у". Да настолько, что они решили их "свалить" с помощью правоохранителей, вернув контроль над активами Павлу Сметане. В своем заявлении "Сбербанк
" указывает что отстранение Сметаны от управления негативно сказалось на возможностях бенефициара и его компаний расплачиваться по долгам. Будто бы, это привело к попыткам вмешательства в деятельность дочерних организаций и незаконному блокированию их счетов.
Представляется, что решение "устранить" конкурсных управляющих - Александра Масякина, Геннадия Никульшина и других, топ-менеджеры "Сбербанк
а" принимали не случайно. Зачем это государственному банку "впрягаться" за частное лицо, бизнесмена Павла Сметану?
А "собака" может быть "зарыта" в том, что, по слухам, ранее ГК "Кристалл-Лефортово" принадлежал (а может, и сейчас принадлежит) близким к власти олигархам Роттенбергам. Которые теперь, видать, решили, используя свое влияние вернуть ситуацию с банкротством ГК "Кристалл-Лефортово" и распродажей их активов под свой контроль. Ну и счета, само собой, разблокировать.
Так это или нет, в любом случае удивительно, что топ-менеджеры "Сбербанк
а" вместо исполнения своих прямых обязанностей "впрягаются" за Сметану (а может, все-таки за Роттенбергов?).
Человека, который успел "наломать" столько дров, что чуть сам не оказался за решеткой. Положение дел и управленческие навыки бывшего "водочного короля" таковы, что уже, кажется, ни у кого не осталось сомнений, что он несет прямую ответственность за обрушение компании.
Один только тот факт, что Павел Сметана "сбежал" от кредиторов и Федеральной налоговой службы в Еврейскую автономную область о многом говорит. Причем обанкротить-то он пытался сам себя: судя по всему, для сокрытия имущества и других активов, чтобы не платить по долгам, которых накопилась масса.
В материалах дела было написано, что налоговики не согласны с заявлением Сметаны о банкротстве. ФНС указала суду на "недобросовестность должника и миграцию в другой регион", а также на то, что "должник не проживает по адресу регистрации".
А бежать было от чего: Сметана набрал просто громадное количество кредитов, общая сумма которых дошла до 11 млрд. рублей. В числе кредиторов оказался даже однокурсник Президента России Владимира Путина
по юридическому факультету ЛГУ Николай Егоров - владелец ОФК-Банка, которому группа компаний Сметаны "Кристалл-Лефортово" задолжала свыше 7,4 млрд рублей.
Конечно, отдавать долги Сметане не хотелось. По слухам, именно поэтому он их быстро спрятал от кредиторов и их правоопреемников, создав производство водки под известными брендами, правообладание которыми сохранил за аффилированными с ним же площадками - ООО "Брянскспиртпром", ООО "Инвестпарнер", ОАО "Иткульский спиртзавод".
Речь о таких брендах, как "Праздничная", "Зимняя дорога", "Посольская", "Старая Москва" и другим. Впрочем, качество этой продукции многими расценивалось, как откровенная "бормотуха", и счастья Сметане не принесло: потребителей можно обмануть раз, но в следующий продукцию такого качества возьмет разве что нетрезвый.
В то же время Павел Сметана, которого многие уже тогда в открытую называли мошенником, пытался сделать "ход конем" - выдвинул требования включить подконтрольные ему компании в реестр должников основной. Удивительная комбинация, не так ли?
Пытаться списать долги своей основной, головной компании "Кристалл Лефортово" в пользу подконтрольных ему же структур. Так сказать, переложить деньги из одного своего кармана в другой. Неудивительно, что такая "многоходовка" нисколько не впечатлила арбитраж Московской области, отклонившего требования Сметаны. Да еще с формулировкой за наличие в них "признаков фиктивности".
Якобы, схема возможного хищения кредитных денег Сметаной выглядела довольно просто: бутилированный алкоголь, которые поставляли цеха розлива компаний Сметаны, его компания "Кристалл-Лефортово" направляла розничным и оптовым сбытчикам.
Однако, оплату за них своим партнерам не проводила, а выводила в контролируемые нашим неудачливым героем компании под предлогом оплаты векселей, договоров займа и уступки прав требования. В итоге от действий Сметаны могли пострадать до 200 компаний России, а сумма неисполненных обязательств, по разным оценкам, могла составить до 20 млрд рублей. Ловко, да не очень.
В этом смысле нет ничего странного, что год назад Сметана стал фигурантом дела, возбужденного Следственным комитетом по Курской области о неуплате налогов на 66 млн рублей. И если полученные доходы Сметане, судя по всему, удалось спрятать невесть где, то с его имуществом, которое могли забрать кредиторы, все оказалось куда сложнее.
Наследие "водочного короля"
А терять ему есть что, ведь следователи обнаружили у Сметаны большие производственные и земельные активы. Например, как уже упоминалось, ему принадлежит большая часть акций агхрохолдинга "Глобал Эко", в собственности которого 19 тысяч гектаров земли в нескольких регионах РФ, животноводческие комплексы и многое другое.
Вряд ли их продажа сможет покрыть убытки кредиторов Сметаны, зато облегчить их, а заодно осложнить судьбу самого Сметаны - легко. Поэтому вряд ли кто-то был сильно обескуражен намерением бывшего "водочного короля" "внезапно" обанкротиться.
Подобного же мнения, по информации источников, придерживается и конкурсный управляющий ООО "ДП Холдинг" Александр Масякин, отстранением которого занялся "Сбербанк
" и о которого мы уже упоминали выше. Будто бы схема с переездом в Биробиджан для того и была "выдумана" Сметаной, чтобы создать максимальные препятствия кредиторам для реализации своих законных прав. И сегодня мало у кого возникают сомнения, что в этих действиях есть признаки мошенничества через фиктивное банкротство.
И вот "Сбербанк
" - наша, государственная, для многих с советских времен чуть ли не родная структура, занимается спасением Павла Сметаны. Пытается вернуть его к управлению обанкротившимися его же стараниями активам. Что дальше, кого еще будем спасать, и в чьих еще частных интересах?