Жители саратовского села приговорены к длительным срокам лишения свободы за использование рабского труда. По версии следствия, они 3,5 года силой удерживали у себя молодую девушку, заставляя ее ухаживать за скотом, а труд оплачивая едой.
По данным следствия и суда, братья Усуба и Чаркяз Садоян разводили в селе Клещевка скот и наняли для подсобных работ девушку 18 лет, не имевшую ни жилья, ни документов. К работе ее привлекли по устной договоренности, обещав ей жилье, продукты и зарплату 10 тысяч рублей в месяц. Но затем подсудимые, пользуясь тяжелым положением своей работницы, перестали ей платить и удерживали дома насильно.
«Подсудимые, ограничиваясь обеспечением потерпевшей минимальным перечнем продуктов и предоставлением неблагоустроенного жилья в виде сарая, непригодного для достойного человеческого проживания, безвозмездно использовали ее труд. Неоднократные попытки покинуть территорию двора дома и отказаться от дальнейшего выполнения работ незамедлительно пресекались: братья осуществляли поиск девушки, возвращали ее обратно, применяли к потерпевшей физическое насилие», - поясняет пресс-служба Саратовского областного суда.
В конце декабря 2019 года в ситуацию вмешались двое молодых людей, знакомые девушки, которые явились в Клещевку на автомобиле Nissan Patrol и увезли потерпевшую с собой. Это произошло 23 декабря. Подсудимые пытались воспрепятствовать этому, своими автомобилями перекрыв дорогу. Между ними и знакомыми потерпевшей произошла стычка, как установили следствие и суд, братья нанесли несколько ударов по корпусу иномарки металлической трубой и битой, а один из приехавших получил удар по голове. Суд расценил произошедшее как очевидную попытку похищения.
Гособвинение квалифицировало действия подсудимых как преступление, предусмотренное частью 2 статьи 145.1 УК РФ - невыплата зарплаты. Но суд оценил их как более тяжкое преступление - использование рабского труда, часть 2 статьи 127.2 Уголовного кодекса. В мае этого года Ленинский районный суд признал братьев Садоян виновными и в рабовладении, и в попытке похищения человека, и назначил каждому по 9 лет колонии строгого режима. Теперь Саратовский областной суд поддержал решение первой инстанции, 10 августа приговор вступил в законную силу.
Как заявила "Коммерсанту" адвокат братьев Садоян Светлана Писакина, права ее доверителей на защиту были нарушены.
- Мы ходатайствовали о вызове троих свидетелей, которые бы полностью опровергли обвинение — они были допрошены в ходе предварительного расследования. Суд нам отказал. Более десяти сельчан утверждали, что потерпевшая три года проживала в Клещевке и ни на какое плачевное состояние не жаловалась. Кроме того, на судебном заседании достоверно установлено, что все показания потерпевшей и двоих ее свидетелей сделаны с одной флеш-карты. Они идентичны, один к одному, - цитирует издание защитника.
Ранее ни один из подсудимых к ответственности не привлекался, даже административной. У обоих осужденных остались семьи с детьми.
Использование рабского труда — достаточно редкая для саратовского судопроизводства статья. До сих пор информация о подобных делах касалась Саратовской области косвенно: жертвами преступления становились местные жители, но в неволю они попадали в других регионах, чаще в южных республиках. Наиболее громкой стала история Андрея Попова, военнослужащего из Татищевского района, утверждавшего, что его несколько лет насильно удерживали на кирпичном заводе в Дагестане. Но следствие заключило, что он находился там добровольно, а Саратовский гарнизонный военный суд приговорил его к двум годам колонии за дезертирство. Но ИА «Взгляд-инфо» рассказывало и о других схожих происшествиях с насильственным удерживанием работников. До суда они, как правило, не доходили, а подневольных рабочих удавалось освободить с участием волонтеров.