ФАС России признала актом недобросовестной конкуренции продажу продукции «Объединения Краснодарский чай» под брендом «Краснодарский», которая является купажом из чаев, выращенных не на Кубани. Причиной для возбуждения дела стало заявление конкурирующей Мацестинской чайной фабрики Константина Туршу, однако представитель ФАС уже заявил, что добросовестность заявителя также проверят. «Объединение Краснодарский чай» намерено оспаривать решение антимонопольной службы. По мнению представителей предприятия, в будущем избежать подобных претензий со стороны контролирующих органов помог бы ГОСТ, который бы определил, какой должна быть доля краснодарского чая в купаже.
ФАС России признала актом недобросовестной конкуренции продажу ООО «Объединение Краснодарский чай» чайной продукции, которая, как сочла антимонопольная служба, «включает смесь чаев, не выращенных в Краснодарском крае». Поводом для возбуждения дела стало заявление еще одного крупного местного производителя чая — Мацестинской чайной фабрики Константина Туршу. Как следует из решения антимонопольной службы, предприятие указывало на упаковках наименование «Краснодарский» («Краснодарскiй»), но при этом использовало купаж, что было квалифицировано как нарушение п. 3 ст. 14.2 закона «О защите конкуренции», который запрещает вводить потребителей в заблуждение относительно места производства товара. «Название „Краснодарский“ является зарегистрированным наименованием места происхождения товара»,— пояснили в ФАС. Ведомство уже выдало предписание о прекращении антиконкурентных действий.
Генеральный директор ООО «Объединение Краснодарский чай» Серафим Тимченко сообщил „Ъ-Кубань“, что считает решение ФАС необдуманным и опасным для всей чайной отрасли. «Мы с ним не согласны и будем принимать решение об оспаривании его в суде. Мы полагаем, что антимонопольное ведомство не разобралось. И если решение ФАС не будет изменено или отменено, то это негативно скажется на отрасли чаеводства Кубани, если совсем не уничтожит ее»,— прокомментировал господин Тимченко. По его словам, сам факт смешивания чаев и выпуска купажа под брендом «Краснодарский» является устоявшейся практикой, поэтому Ассоциация «Росчайкофе» и Ассоциация производителей Краснодарского чая направляли свои рекомендации в ФАС о допустимости купажирования. «В нашем ассортименте нет продукции, которая бы не содержала в своем составе краснодарский чай. Но, в зависимости от разновидности, есть разный процент содержания краснодарского чайного листа в составе. Если мы говорим о классическом черном чае ручного сбора, это на 100% краснодарский чайный лист»,— заверил Серафим Тимченко. По его мнению, избежать таких конфликтов с контролирующими органами в будущем может принятие нового ГОСТа, который бы узаконил купажирование и определил допустимые доли чаев импортного происхождения и краснодарского в их составе.
В ФАС уже заявили, что теперь аналогичная проверка будет проведена и в отношении ООО «Мацестинская чайная фабрика Константина Туршу». «В отдельное производство мы выделим разрешение вопроса о наличии в действиях этого предприятия признаков аналогичного нарушения (использование наименования „Краснодарский“) антимонопольного законодательства при производстве и реализации чая»,— сообщил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров. Руководство Мацестинской чайной фабрики Константина Туршу отказалось комментировать ситуацию.
Заместитель председателя комитета законодательного собрания по развитию агропромышленного комплекса и продовольствию Сергей Орленко напомнил, что на Кубани действует закон «О Краснодарском чае», который позволяет контролировать его производство в регионе. «Утверждена „дорожная карта“ развития чаеводства и индикативные планы с показателями. Ежегодно из бюджета выделяется 25 млн руб. субсидий на воссоздание и реконструкцию плантаций. Что же касается купажирования и необходимого содержания краснодарского листа, то разработкой норматива в этой части занимается Всероссийский НИИ цветоводства и субтропических культур. Речь может идти о создании технического регламента для производства краснодарского чая. Потому что, к примеру, по молоку и растительному маслу такие регламенты существуют, а по чаю нет. Пока рано говорить, о каких именно законодательных изменениях будет идти речь. Возможно, их потребуется вводить на федеральном уровне»,— прокомментировал Сергей Орленко.
По данным минсельхоза края, в 2017 году хозяйства Краснодарского края собрали 553 т чайного листа, что на 18% больше, чем годом ранее (по данным чаеводов, в советский период собирали до 7 тыс. т). Большая часть пригодных для выращивания чая сочинских земель остается заброшенной.
Комментируя юридические перспективы конфликта ООО «Объединение Краснодарский чай» и ФАС России, старший юрист CLEVER consulting Арина Кутепова заявила, что решения антимонопольной службы часто успешно оспариваются: «Кроме того, данное дело можно рассматривать с точки зрения защиты результатов интеллектуальной деятельности — наименование „Краснодарскiй“ зарегистрировано в качестве товарного знака, что дает основания объединению использовать такое обозначение для индивидуализации товаров». В ООО «Объединении Краснодарский чай» подтвердили факт регистрации знака. «Разрешение вопросов, связанных с использованием товарного знака „Краснодарский“, не входит в компетенцию антимонопольной службы. В таком случае спор подлежит разрешению в арбитражном суде, где будут исследоваться не только формальные характеристики дела, рассмотрением которых часто ограничиваются контролирующие органы, но и фактические обстоятельства по существу спора»,— пояснила Арина Кутепова.