Миллиардер Роман Абрамович сохраняет тесные связи с президентом Владимиром Путиным, а компания Evraz, одним из акционеров которой он является, косвенно поддерживает «специальную военную операцию»* на Украине. Так представители Совета Европы обосновывают необходимость сохранения санкций в отношении бизнесмена, передает корреспондент Forbes из главного зала Европейского суда юстиции в Люксембурге, где 12 июля начались слушания по иску Абрамовича к международной организации. В иске, поданном в мае 2022 года, миллиардер оспаривает европейские санкции, введенные против него 15 марта, а также потребует у Брюсселя выплатить €1 млн в его благотворительный фонд. Сам Абрамович на слушания не явился.
В начале слушаний представитель Совета Европы признал, что Абрамович создал свое состояние до 2014 года, когда Россия присоединила Крым. Но отметил, что при этом бизнесмен наладил крепкие отношения с Владимиром Путиным. В качестве примера чиновник привел продажу компании «Сибнефть» структурам «Газпрома» в 2005 году — Абрамович выручил от этой сделки $13,1 млрд. По мнению представителя Евросовета, к тому моменту Владимир Путин сконцентрировал в своих руках власть в России и не мог не принимать участия в управлении «Сибнефтью».
Представитель Евросовета также привел в пример Бориса Березовского и Михаила Ходорковского (признан Минюстом иноагентом). В отличие от них Абрамович смог сохранить свое состояние, а значит, сохраняет связи с Путиным. Представитель также вспомнил интервью Путина газете LeMonde (на самом деле, Figaro в 2010 году), в котором тот говорил: «У нас в руках, скорее, большая дубина, которая называется палицей, одним ударом которой можно все решить. Но мы ее еще ни разу не использовали, мы просто взяли ее в руки, и это уже вызвало определенный резонанс. Но если будут злить, то придется использовать». Под дубиной подразумевалось государство.
В ответ на уточняющий вопрос судьи, сохраняются ли до сих пор связи между Абрамовичем и Путиным, представитель Евросоюза отметил: то, что миллиардер смог сохранить состояние в России в отличие от других бизнесменов, дает возможность говорить, что эти связи сохраняются.
Адвокаты Абрамовича в ответ заявили, что если бизнесмен не лишился бизнеса, не сел в тюрьму и не получил дубиной по голове, то это не подразумевает автоматически его тесных связей в Путиным. Адвокаты утверждают, что суд не может выносить вердикт о санкциях, основываясь только на том, что в России в отношении Абрамовича соблюли базовые права человека. Также адвокаты отметили, что Абрамович живет между Великобританией и Израилем, платит налоги не в России, а в последнее время его главным интересом был футбольный клуб «Челси», который бизнесмен был вынужден продать после начала «спецоперации».
В Евросовете признают, что, в отличие от семьи Аркадия и Бориса Ротенбергов, которые получали выгоду от тесных отношений с российским правительством после 2014 года, Абрамович давно не живет в России, не входит в близкий круг российского президента и не имеет на него влияния. Но его невмешательство в политические дела, утверждает представитель Евросовета, равносильно пассивной поддержке режима. Тот факт, что Абрамович остается акционером одного из крупнейших российских предприятий горно-металлургического холдинга Evraz, означает, что он продолжает получать поддержку от российских властей.
В Evraz Абрамовичу принадлежит почти 28% акций. Его адвокаты настаивают, что бизнесмен — лишь один из акционеров компании и пассивный инвестор; представители Евросовета считают, что он принимает активное участие в управлении. По логике Евросовета, Evraz даже косвенно поддерживает «спецоперацию» на Украине. Одним из крупных клиентов Evraz выступает компания РЖД (покупает уголь и стальную продукцию), с помощью инфраструктуры которой осуществляются поставки оружия в зону военных действий на Украине.
Evraz не поставляет материалы, которые используются в оборонной промышленности, настаивают адвокаты Абрамовича. В Евросовете на это ответили, что если накладывать санкции исключительно на оборонные предприятия, это не поможет остановить «специальную военную операцию». Можно сказать, что это всего лишь бизнес, а РЖД — всего лишь клиент, рассуждал представитель Евросовета, но в ситуации военных действий такой аргумент неприемлем.
В завершении слушаний адвокаты Абрамовича отметили, что все аргументы, которыми оперирует Евросовет, имеют давность 15-20 лет, за исключением упоминавшегося на суде участия Абрамовича в переговорах о мире между Россией и Украиной в Стамбуле весной 2022 года. Это адвокаты бизнесмена называют гуманитарной миссией. Все деньги от продажи «Сибнефти» в 2005 году были выведены на Кипр. А факт, что Абрамович регулярно приезжает в Россию, «претенциозен» и не может свидетельствовать о его связях со страной.
В свою очередь, представитель Евросовета заявил, что не так уж важно, является Абрамович активным или пассивным инвестором Evraza. Доля в одной из крупнейших металлургических компаний России уже является поводом наложить на ее владельца санкции.