Высокопоставленные сотрудники прокуратуры являются владельцами элитных подмосковных участков, бесплатно доставшихся им из земель, принадлежавших военному ведомству. По крайней мере, таковы материалы дела, которое расследует сейчас, по совпадению, как раз таки прокуратура. Эксперты требуют сделать этот процесс «показательным».
На данный момент оба ведомства – Следком и Генпрокуратура – официально не комментируют обстоятельства «Красногорского дела», однако передовицы СМИ уже вовсю пестрят подробностями, полученными из «достоверных источников», пожелавших до поры, до времени сохранить анонимность.
«Процесс нужно сделать показательным, чтобы впредь подобное не совершалось», пишут издания.
В частности, решение ГВСУ (Главного военного следственного управления) передать дело под контроль Генпрокуратуры связано с тем, что среди владельцев участков, незаконно нарезанных из «земель обороны и безопасности», числятся действующие, а также вышедшие в отставку высокие чины Главной военной прокуратуры. Стоит только посмотреть на их регалии: генерал-майор юстиции Девятко Александр Юрьевич начальник управления-старший помощник Главного военного прокурора, генерал-майор юстиции Молодых Владимир Геннадьевич начальник управления-старший помощник Главного военного прокурора, генерал-лейтенант юстиции Мокрицкий Александр Владимирович первый заместитель Главного военного прокурора, генерал-лейтенант юстиции Мельников Владимир Иванович заместитель Главного военного прокурора.
Поэтому следователи справедливо опасаются, что если расследованием будут заниматься представители этого ведомства, то неизбежно возникнет «конфликт интересов» (следует отметить, что высокопоставленные хозяева подмосковной земли пока проходят по делу исключительно, как свидетели).
А конфликтовать, судя по имеющейся у следствия фактуре, есть за что. Так, в 2006–2009 гг. неизвестные на основании подложных документов расширили территорию СНТ «Ивушка» практически двадцатью гектарами земли, находившейся в федеральной собственности. После чего из них было выделено собственное СНТ «Усадьба», членами которого стали 95 человек, получивших участки площадью по 20 соток. Причем эта земля, опять же с помощью фиктивных бумаг, была получена этими людьми бесплатно, хотя ее рыночная стоимость составляет около 400 млн. рублей. На полученных задаром территориях новоиспеченные хозяева начали активно рубить лес, тем самым ,нанеся району ущерб, оценивающийся в 35 млн. рублей.
Весьма интересно на этом фоне выглядит позиция бывшего главы Красногорского района, в свое время подписавшего постановление о выдаче документов, дающих право собственности на переданные в частные руки земли. По его словам, он был просто «введен в заблуждение».
«Честно говоря, подобная формулировка вызывает у меня удивление. Как человек, занимающий столь ответственный пост, мог не разобраться в бумагах, которые ему предоставили?» – поделилась своим видением ситуации с газетой ВЗГЛЯД руководитель информационно-аналитического управления российской экологической партии «Зеленые» Александра Аставина. – «Я понимаю, что вырубленных деревьев уже не вернуть, но незаконно отобранные у государства земли вернуть просто необходимо. Даже, несмотря на то, что на них уже возведены какие-то постройки. Не нужно бояться сносить, должен быть создан прецедент, показан пример решительных действий по восстановлению законности, чтобы впредь никому неповадно было совершать подобное. Я знаю, что схожие проблемы существуют в Иркутской области, Забайкалье, Красноярском крае, но если этот процесс начнется с Подмосковья, то это будет символично, поскольку это центр страны. И виновные, безусловно, должны быть наказаны по всей строгости закона, поскольку в обществе существует запрос на социальную справедливость».
В свою очередь, заместитель председателя комиссии по общественному контролю Общественной палаты России Дмитрий Галочкин заявил, что «Красногорское дело» было начато именно сейчас в рамках государственной кампании по борьбе с коррупцией:
«Не случайно Владимир Путин
признал коррупцию одной из главных опасностей, стоящих перед нашим обществом. И эти слова Президента были сказаны не просто так, они касаются каждого, ответственные люди на своих местах обязаны бороться с этим злом. Я знаю суть дела, касающегося СНТ «Усадьба». Думаю, что виновные, нанесшие серьезный ущерб государству, должны понести наказание по всей строгости закона, невзирая на чины и регалии. Этот процесс нужно сделать показательным, чтобы впредь подобное не совершалось. В первую очередь – потому что наши граждане хотят справедливости».
Ситуация, сложившаяся в Красногорском районе, в целом характерна для Подмосковья. Так, летом и осенью 2012 года возглавляемое Анатолием Сердюковым Министерство обороны выставило на торги около 800 га расположенного в области подведомственного леса. В 2011–2012 годах более 144 гектаров лесов были незаконно проданы компаниям «Промресурс» и «Партнер-капитал». Впоследствии городской военный прокурор подал три иска о признании этих сделок на сумму свыше 2,5 млрд рублей незаконными. В итоге Верховный суд России, отклонив соответствующую апелляцию, подтвердил незаконность совершенной сделки.
И так же была загублена проверка по хищению земель ВУНЦ в Наро-Фоминском районе СНТ "Лубянка".
«Приставил» виноватыми
Простой житель Наро-фоминского района Подмосковья Александр Приставка подал иск в суд на миноброны (при правлении Анатолия Сердюкова). Истец протестовал против его изгнания из СНТ «Лубянка», которое затеяло ведомство. Приставка сумел доказать, что участок принадлежит ему на законных основаниях. Вот решение суда по этому делу:
«Технические» «приватизаторы»?
В нашем распоряжении оказались весьма любопытные документы. Это объяснения прокуратуре по поводу отчуждения земель оборонного ведомства в пору бывшего министра Сердюкова в «гражданское» ведение. Вот, например, объяснение бывшего начальника службы расквартирования и обустройства Александра Косована.
Как следует из документов, он лично подписывал приказы о переводе ведомственных земель в Подмосковье из его юрисдикции.
Косован ставил в известность самых высокопоставленных чинов министерства о переводе земельных участков.
Такие же объяснения дал следователям и другой начальник «жилищной» службы МО (при министре Сердюкове) Анатолий Гребенюк.
Причем, оба руководителя наотрез «открестились» от того, что именно они ставили свои подписи под письмами об отчуждении земель. Но ведь документы были в распоряжении прокуратуры! Как раз с подписями и Радована, и Гребенюка!
Сторонний «земельный «воротила?
В деле о махинациях с ведомственной землей есть еще один любопытный персонаж – некто Эдуард Романюк. Согласно доказанной информации силовиков, именно он реализовывал отчужденные земельные участки сторонним лицам. Естественно, за хорошую мзду и, естественно, только «нужным» людям!
В интернет попали расшифровки переговоров господина Романюка с подельниками и потенциальными владельцами земель. Разговоры сильно отдают конспирологией, зачастую витиеватые, но проницательному читателю понятно, что речь идет о земле и о деньгах за нее…
Под литером «Ъ» имеется ввиду Эдуард, то есть Романюк. То есть, от имени заинтересованных лиц минобороны, когда им руководил Сердюков, Романюк по поддельных документам реализовывал лакомые земли. В итоге он был осужден на 4 года.
С землями в Подмосковье «намухлевано» столько, что несколькими фигурантами этой громкой истории, наверняка не обойдется. Возможно, что среди них окажутся и самые высокие чины военной прокуратуры – организации, которая, прежде всего, должна была пресечь эти земельные истории.
И первый среди них – главный военный прокурор страны Сергей Фридинский.
Фридинского тянет к земле?
В Главной военной прокуратуре разгорелся новый крупный коррупционный скандал. Как стало известно из источников в самом ведомстве, главный военный прокурор подозревается в масштабных хищениях земли, принадлежащих Министерству обороны (при министре Сердюкове), и извлечении серьезной как материальной, так и нематериальной выгоды от этих махинаций.
Следователи обнаружили загадочную пропажу 34 га на территории села Нахабино Красногорского района Московской области. Тогда рыночная цена одной сотки в этом районе составляла около 30 тысяч долларов. Нетрудно посчитать, что Министерство обороны под руководством Анатолия Сердюкова (читай — государство) лишилось около 100 млн. долларов.
Как уже говорилось выше, земли получали заместитель главного военного прокурора Сергей Девятко (в 2008 году — начальник 3-го управления Главной военной прокуратуры , старший помощник главного военного прокурора), бывший заместитель главного военного прокурора Владимир Мельников (указом президента уволен с военной службы в 2013 году), бывший (до 2002 года) главный военный прокурор Михаил Кислицын, начальник управления по надзору за ФСБ Владимир Молодых, бывший начальник управления кадров ГВП Евгений Ильдюганов.
Вот далеко не полный перечень наиболее заметных представителей ГВП.
Собрав много информации следствие установило, что указанные высокопоставленные сотрудники Главной военной прокуратуры получили землю в обход закона, так как все они в тот момент были военнослужащими, то есть, по сути , украли землю.
Источники в Главной военной прокуратуре, хорошо знающие Фридинского, на условиях анонимности высказали предположение, что обогащение было важным, но далеко не главным мотивом махинаций с землей. Еще более важным для него было вовлечь в преступную схему своих подчиненных, пенсионеров, информированных о нем, и их родственников. Они теперь не только никогда не «сдадут» Фридинского, но будут стоять горой за него, рассказывая всем про его «доброту и порядочность»!
Казалось бы, фактов вполне достаточно, чтобы возбуждать уголовное дело уже против самого Сергея Фридинского. Но не тут-то было! Сработала система круговой поруки, созданная раздачей нахабинской земли «нужным» и осведомленным людям. В настоящее время следствие испытывает серьезное давление со стороны ГВП, да и пенсионеры подключились.
Многое говорит за то, что дело будет спущено на тормозах, а Фридинский, как это уже не раз бывало, выйдет сухим из воды. Как вышел после своего «круиза» на Дальний Восток. Как вышел после из махинаций с квартирами. Как вышел во многих других случаях.
Несколько лет назад много шума наделала статья, в деталях рассказавшая о пристрастии Сергея Фридинского к «красивой жизни» во время его инспекционной поездки на Дальний Восток, когда за государственный счет (за деньги министерства обороны) ему был оказан поистине царский прием.
Казалось бы, признаки коррупции налицо, но Фридинскому тогда удалось выйти сухим из воды. Проверяющие удивительно снисходительно отнеслись к «шалостям» главного военного прокурора, списав это на принимавшую его сторону – мол, принято на Руси встречать хлебом-солью (с икоркой и элитным спиртным) высокое начальство. А сам Фридинский – ну да, хлеб-соль принял, но никаких коррупционных действий не совершал.
Можно встретить в Интернете и информацию о, мягко говоря, неформальных отношениях между Фридинским и прокурором Сахалинского гарнизона Герасимовым (его фото с крабом в руках облетело интернет, когда демонстрировались очередные похождения Фридинского на Дальнем Востоке).
Дамский прокурорский угодник?
Пользователи Интернета вспоминают темную историю с дальневосточной проституткой Олей, которой, якобы, недоплатил Фридинский за услуги, да еще и избил женщину так, что покалечил. Сплетники рассказывают, что Герасимов прятал эту проститутку и лечил ее, пока заминался скандал.
Герасимов, по информации СМИ, глубоко погружен в коммерческие дела Фридинского. Именно поэтому главный военный прокурор и встал толь рьяно на его защиту, когда против того было возбуждено уголовное дело по вопросу о вымогательстве у подчиненных Герасимову прокуроров причитавшейся им премии. В результате, говорят, уже третий раз дело Герасимова не может дойти до суда, потому что процедура передачи дела в суд под разными предлогами блокируется Фридинским.
Кстати, поборы с подчиненных тогда Герасимов прекратил только после того, как Фридинский отправил его на повышение. Сергей Фридинский назначил коррупционера Герасимова в аппарат военного прокурора Восточного округа ... начальником отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Герасимов не все деньги, незаконно собранные с подчиненных, оставлял себе, а делился с Фридинским?
А тем временем Герасимов из армии уволился, но его гражданская карьера складывается очень удачно – он вдруг стал заместителем генерального директора крупной строительной фирмы, которая, кстати, строит объекты по заказам Главной военной прокуратуры.
Бросается в глаза также, что в бытность Анатолия Сердюкова Министром обороны, у Фридинского не возникало никаких претензий к коррупционным проявлениям в окружении министра. В отчетности ведомства Фридинского расписывались главным образом подвиги в борьбе с солдатами и сержантами, которые развели дедовщину.
Этим Фридинскому стали тыкать этим после скандальной отставки Сердюкова – и он изобразил бурную деятельность. В порыве самопиара, он начал делать заявления о расследованиях деятельности безвредного уже бывшего министра.
Но то, что прокурор Фридинский решил «расследовать», уже оказалось расследованным другими правоохранительными органами и имело последствия, а вот Герасимова Фридинский продолжал всячески прикрывать. «Пока Герасимов молчит – Фридинский служит», - пишут в интернете. Поэтому Фридинскому никак нельзя передавать дело Герасимова в суд. Там Герасимов может такую сделку с правосудием заключить, что того и гляди Фридинский может вместо него подсудимым стать.
Вот и начинает главный военный прокурор наезжать на ставшего безопасным Сердюкова и его окружение, по уже расследованным преступлениям.
Есть только одна польза от пиар-активности Фридинского в отношении «мертвого льва» Сердюкова - он не дает общественности забыть историю министра-коррупционера. Но такая польза - это уровень оппозиционного блогера, а не Главного военного прокурора, на содержание которого Россия тратит большие деньги.
Писали СМИ и о других действиях Фридинского, вроде бы имеющих коррупционную составляющую, например, об афере с квартирами.
Однако и здесь проверки сочли это не более чем косвенными данными.
«Никелированный» прокурор?
В интернете появилась информация, уже прямо обвиняющая Сергея Фридинского во взятках. Об этом написали блогеры, имея ввиду взятые акции «Норильского никеля».
А ведь акции «Норильского никеля» так же ценны и надежны, как, например, Газпрома или Сбербанка. Конечно, это информация «с интернета», и она нуждается в проверке. Мы обратили на нее внимание потому, что она очень конкретна, и столь высокая степень конкретизации позволяет сделать как минимум предположение, что она достоверна.
Для этого достаточно сделать запрос в компанию-регистратор, ведущую реестр акционеров «Норильского никеля». На официальном сайте «Норильского никеля», разумеется, указан этот регистратор:
«Подтверждением права собственности на приобретенные акционером акции ОАО «ГМК «Норильский никель» является выписка из реестра акционеров ОАО «ГМК «Норильский никель», которую можно получить у Регистратора ОАО «ГМК «Норильский никель» — ЗАО «Компьютершер Регистратор» (прежнее наименование — ЗАО «Национальная регистратционная компания» (ЗАО «НРК») по адресу:
Центральный Офис: 121108, Москва, ул. Ивана Франко, д. 8, бизнес-центр «Kutuzoff Tower». Телефон: (495) 926-81-60.
Филиал в Норильске: 663301, г. Норильск, Ленинский пр-т, д. 16. Телефон: (3919) 46-28-17, 42-50-25»
А вот декларация Сергея Фридинского за последний год. Как мы видим, акции «Норильского никеля» в ней не указаны.
Можно ли объяснить отсутствие информации в декларации о наличии в собственности жены Сергея Фридинского пакета акций «Норильского никеля» стоимостью 5 млн. рублей простой забывчивостью? Думается, что нет. Это сопоставимо с доходами всей его семьи за последний год и практически в десять раз превышает его доходы в 2004 году. Так что нет сомнения, что это просто сокрытие. Если, конечно, сама информация об это пакете правдива – что, без сомнения, установит проверка.
В 2004 году Сергей Фридинский занимал должность заместителя Генерального прокурора по Южному федеральному округу. Каким образом он смог сделать столь недешевое приобретение? Или же это взятка акциями? Наверное, расследование дел, которые он вел в тот период, сможет дать ответ и на этот вопрос. Кому-то Фридинский помог уйти тогда от ответственности?
В общем, есть информация о достаточно крупном пакете акций. Источник происхождения туманен, факт сокрыт. Дивиденды выплачивались – и тоже скрывались на протяжении 10 лет. Все основания для начала проверки есть.
Фридинский много и часто говорит о необходимости бороться с коррупцией в Вооруженных Силах – что вполне понятно, это одна из главных функций военного прокурора. Только может ли эффективно бороться с ней человек, сам по уши погрязший в ней?
Вновь вспыхнувший скандал с подмосковными землями должны привлечь внимание коллег Фридинского к его собственной персоне. А если в дело вмешается ФСБ, то военному прокурору уже не поможет никакая «крыша»!