Декабрьские обыски в рабочем кабинете и на квартире мэра Краснодара Алексенко, вряд ли были неожиданными для него самого. Все события последнего времени показывали, что кубано-столичная земля под ногами мэра теплеет и вот-вот загорится. Как стало известно телеграм-каналу ВЧК-ОГПУ и Rucriminal.info, еще три месяца назад то самое итальянское охотничье ружье Perazzi в 1,6 млн. руб., которое сейчас вменяется Алексеенко, как взятка в особо крупном, пытался оформить на себя его «знакомый», но что-то в разрешительной системе не срослось. Попытка увести начальника из-под назревающего удара не получилась.
3 декабря прозвенел уже «звоночек» посильнее. Назначенного 27 октября с подачи Алексеенко вице-мэром Краснодара Кирилла Мавриди сотрудники в балаклавах вывели из здания мэрии в наручниках. Мавриди отвезли на «собеседование» в Следственный комитет. Мавриди «предъявили» получение взятки «всего-то» в размере 500 тысяч рублей. Выглядело мелковато, с учетом того, что средний размер взятки, подсчитанный региональной прокуратурой, в Краснодарском крае, чемпионском по части коррупции, имеет «ценник» далеко за миллион.Кирилл Маврид
В начале 2022-го краевой суд отказал арестованному вице-мэру в переводе из следственного изолятора, где он ныне располагается под домашний арест. Любопытно, что адвокаты Кирилла Павловича в своем ходатайстве ссылались на то, что недавнее назначение Мавриди на пост вице-мэра свидетельствует об исключительно положительной оценке его высокопрофессиональных качеств со стороны руководства города. Кто бы спорил: мэр Алексеенко действительно «оценивает» Мавриди очень высоко. Вот только каковы поводы для столь высокой оценки.
По данным Rucriminal.info, больший интерес для следствия представляла информации о других эпизодах, в которых был задействован Мавриди. Разнообразной взяточной «мелочи» оказалось как гуппи в заброшенном аквариуме. И вывод, похоже, сейчас напрашивается однозначный: речь о глубоко эшелонированных потоках «благодарственных подарков» от застройщиков Краснодара и Сочи с конечной остановкой в «закромах» Андрея Анатольевича Алексеенко, в октябре 2021-го ставшего мэром Краснодара, а до этого, с 2015-го, работавшего замом кубанского губернатора Кондратьева, который курировал, в том числе, и строительную отрасль. Напортачить как мэр Алексеенко, понятно, за пару месяцев труда на «благо и процветание» кубанской столицы не успел, но вот коррупционных заслуг, как у вице-губернатора у него, как выясняется, было немало. Наблюдение Жванецкого «Что охраняешь, то и имеешь», как с Алексеенко списано. Мэр Краснодара Алексеенко
Хотя задержанный правоохранителями Мавриди и Алексеенко дружили еще с Туапсе (Мавриди занял место зама главы администрации Туапсинский район после того, как Алексеенко это кресло покинул и пошел на повышение), вряд ли Андрей Анатольевич мог рассчитывать на «партизанское молчание» Кирилла Павловича на опросах в Следкоме. Даже с учетом того, что Алексеенко друга буквально за уши тащил по всем карьерным лестницам.
С 2018-го по 2019-й Мавриди работал заместителем министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края. С августа 2019 года занимал должность заместителя руководителя департамента строительства Краснодарского края, затем был назначен первым заместителем руководителя департамента.
Взяточное содружество, привлекшее внимание правоохранителей, состояло из туапсинского окружения Алексеенко. Среди проверенных бойцов в коррупционном «караване» был и свой мытарь – сборщик подати – Дмитрий Евгеньевич Яцелюк, еще месяц назад трудившийся руководителем Государственного казенного учреждения «Главное управление строительства Краснодарского края». Яцелюк также член «туапсинской команды» Алексеенко. В свое время он был начальником отдела капитального строительства администрации Туапсинского района. Перед переходим на работу в краевую структуры, руководил управлением капстроительства города Сочи. Именно он готовил благодарственные «передачи».
Яцелюк оказался очень ответственным собирателем взяточной дани: фотографировал «подати» и пересылал снимки на оценку «приемщикам» - пойдет или нет? «Лишним» в данном действии был показ фоток друзьям-товарищам-знакомым. Снимочки, по итогу, слили.
Когда на Яцелюка через это фотки вышли правоохранители, у того по сути не было иного выхода, кроме как начать сотрудничество со следователями. О «предательстве» Яцелюка, судя по всему, его «кураторы» вскоре узнали. Дмитрия Евгеньевича с должностей уволили. Он вернулся в свой дом и к своим ларькам в туапсинском поселке Агой.
В момент задержания Мавриди было очевидно, что сам он в этим «передаточном механизме» не более чем посредник. Не ему предназначались то самое эксклюзивное охотничье ружье, элитные спиртные напитки, иные дорогие презенты.
Ружье было получено от краснодарского застройщика, у которого, при содействии Алексеенко, был принят МКД с недоделками. Но и ружье, пусть и стоящее немалых денег по пенсионерским мерам, прочие «сувениры» сегодня вполне можно назвать каплей в мощном коррупционном море, курируемом Алексеенко. Коррупционная схема оказалось разнообразной и многопрофильной. Небескорыстная «помощь» в приемке недоделанных объектов, распределение среди «своих» крупных строительных лотов методом «организации побед» этих самых «своих» на торгах, это все было, похоже, не более, чем лишь приятным дополнением к основному коррупционному «заработку».
И можем предположить, что сегодня сотрудники центрального аппарата Следкома, куда было передано расследование дела краснодарского мэра Андрея Алексеенко, в первую очередь займутся основной «трудовой коррупционной деятельностью» бывшего первого вице-губернатора края, и все еще мэра Краснодара Андрея Алексеенко: организацией проблем для застройщиков, мягко скажем, в ряде случаев сомнительный перевод ряда ЖК в разряд проблемных, и затем, как можем предположить, весьма сомнительной схемой «помощи» в передаче «приговоренных жилищных комплексов» от «недобросовестных застройщиков», - курируемым «добросовестным».
То, что за годы кураторства строительной отрасли Алексеенко, количество проблемных ЖК отчего-то выросло в разы, никакой не секрет.
Точные цифры образца июля 2015-го года назвал сам Вениамин Кондратьев на заседании коллегии краевой прокуратуры. На лето 2015-го, когда В.И. Кондратьев был еще врио. губернатора, в крае было всего… 33 долгостроя, в которых должны были получить жилье порядка 5 тысяч семей. Вот цитата из статьи в провластной газете «Кубанские новости» № 28 (822) от 25 июля-1 августа 2015 года
За прошедшие годы количество проблемных ЖК на Кубани выросло в 10 раз!!! Вопрос: с чего? Если еще семь лет назад все проблемныедома было определены, финансирование на завершение строек найдено, а на пути возможных жуликов выстроен надежный заслон?
Впрочем, обо всем по порядку.
Еще на школьных уроках нас учили: история развивается по спирали. И, похоже, по этому же принципу развивается «история» Алексеенко.
22 декабря 2021-го состоялся утренний визит правоохранителей домой к Андрею Анатольевичу на квартиру, в которой он прописан – в ЖК «Дом у озера» на ул. Тюлеява2/2 в Краснодаре. Обыск, затем перевозка чиновника к рабочему месту для проведения аналогичный следственных действий. Беседа со следователем… Все эти события показали: спираль биографии некогда могущественного «второго человека» края совершила полный оборот. И на этот виток ушло 22 года.
Прямо во время беседы со следователем Алексеенко попросил о звонке губернатору. Кондратьев, получив неблагую весть о человеке, к которому он «может повернуться спиной», стал отзваниваться уже по своим связям. Вмешательство «связей», привело к тому, что видео с фрагментом допроса Алексеенко, было с сайта краевого Следкома удалено, первоначально размещенная информация ужата, и, главное, изменен пункт вменяемой Алексеенко ст. 290 УК РФ «Взятка». Изначально был озвучен п. 6 (где помимо немалых штрафных санкций, прописана возможность вполне конкретной отсидки на срок до двенадцати лет. К ночи того же дня, п. 6 был заменен на п.2. Где и штрафы поменьше, и возможность отправиться на зону ограничена шестью годами.
Но все эти губернаторские переговоры по «освобождению» друга, подозреваемого в коррупции привели к определенным результатам. Как к положительным (для Алексеенко), так и вполне логично вытекающим (для его «защитников»). По первому пункту: Алексеенко уже к вечеру вернулся в свой рабочий кабинет в мэрию, и приступил к процессу источения уверенности, в том, что уголовное дело практически закрыто. По второму: оценив, вероятность того, что весь административный ресурс края, не исключено, будет задействован на создание немалых помех следствию, если дело останется у краевого подразделения Следственного комитета, расследование на себя взял федеральный Следком.
Но случилось еще и третье последствие: в ходе телефонных переговоров по «освобождению» Алексеенко краевое руководство, с целью «усилить впечатление», называло фамилии, которые всуе упоминать точно не стоило бы. Тем более без того, чтобы затем не доложить о подобных «вольностях» упоминаемым. И вот вопрос: не прилетит ли ответочка самим «просителям»?
Ведь единственная, обозначенная руководством страны цель борьбы с коррупцией,- это мочить ее по полной. А в данном эпизоде получилось, что глава региона, подчиненный которого попался на очевидно доказываемой взятке, звонит далеко не последним людям в стране, и просит покровительства для взяточника… Спорная позиция. Такое «содействие» может породить серьезные вопросы к самому просителю. Главный вывод, который можно было сделать по позиции занятой в этом деле самим губернатором Вениамином Кондратьевым: все его убеждения по борьбе с коррупцией образца 2015-го года за прошедшие семь лет его руления краем превратились в труху. Ведь семь лет назад, так красиво и правильно он говорил…
Случившийся в конце декабря прошлого года энтузиазм, с которым глава Кубани кинулся защищать друга-взяточника, мягко скажем, удивил.
***
Так что же за спирали биографии А.А. Алексеенко предстоит изучить следователям СК? Уже сейчас известно: чиновник, который сейчас имеет все шансы завершает свою удивительную карьеру уголовкой, с нее же в молодости и начинал. Оказалось, что Андрей Алексеенко, работая заместителем главы Туапсинского района, затем непродолжительное время руля Ейским районом, а затем и перебравшись вице-губернаторствовать в край, скрывал факт… своей судимости.
В 2000-м году, приговором одного из российских гарнизонных судов суда Алексеенко А.А. был признан виновным по пунктам «а» и «б» ч. 2, ст. 163 (УК РФ Статья 163. «Вымогательство» ч. 2. И по пунктам «а»-«в», ч. 2, ст. 335 УК РФ «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием»… В обоих случаях речь о преступлениях совершенных группой лиц. Одна из местных газет того времени, даже мельком рассказала об этом ЧП, в разделе о происшествиях.
Алексеенко и его подельники вымогали у солдат суточное довольствие и избивали солдат-срочников за нежелание исполнять их явно не предусмотренные уставом приказы.
Приговор гарнизонного суда: назначить Алексеенко А.А. наказание в виде 2 лет лишения свободы.
Чтобы оценить, значимость тех преступлений Алексеенко, напомним, что в 2000-м бутылка водки стоила 100 рублей. Избивать солдат на полторы бутылки водки, или за три банки майонеза? Изумительный масштаб постановки войсковой задачи!
Вспомним еще и то время. Начало Второй чеченской войны. Практически все части, базирующиеся на юге страны, рано или поздно оказывались тогда в районах боевых действий. И вот тех самых срочников, солдатиков, на тот момент даже не принявших присягу, контрактник Алексеенко с такими же отвязными корешами избивал до переломанных ребер. После такого «воспитания» солдаты вынуждены были обратиться в санчасть. Врач доложил о случившемся комбату. Тот доложил далее по инстанции...