Приморский райсуд Санкт-Петербурга вчера вынес приговор по нашумевшему делу бывшего директора стратегического предприятия ФГУП "Прикладная химия" Александра Шаповалова. Экс-руководитель крупнейшей в России оборонной научно-производственной организации химического профиля получил десять лет за мошенничестве в особо крупном размере. Впрочем, подсудимый, находившийся под домашним арестом, не дожидаясь приговора, подался в бега. По неофициальным данным, скрывшись, он рассчитывает добраться до собственного замка в Шотландии.
Уголовное дело в отношении главы оборонного ФГУПа было возбуждено 30 апреля 2013 года. Изначальным поводом для вмешательства сыщиков в деятельность предприятия стал контракт, в рамках которого по указанию Александра Шаповалова со счетов предприятия в качестве оплаты за фиктивные услуги на счета фирмы-однодневки были перечислены, а затем обналичены и похищены 2,5 млн руб.
Зацепившись за относительно небольшие финансовые нарушения, следователи начали раскручивать сложный комок денежно-производственных взаимоотношений предприятия с российскими и зарубежными партнерами. В частности, изучались обстоятельства сделок, в результате которых в собственность коммерческих предприятий были переданы десятки производственных помещений ФГУПа как в Ленинградской области, так и в Перми, где располагается филиал "Прикладной химии". Так, в поселке Кузьмолово Ленинградской области, где находится основная площадка научного центра, помимо производственных корпусов, в которых располагались компрессорная и оборудование по централизованному снабжению предприятия азотом, кислородом и водородом, с молотка ушли и принадлежавшие ФГУПу водопроводные сети. До 2010 года этот участок сетей, включавший системы водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, помогал предприятию минимизировать расходы: оплата поставщику горячей воды проводилась при помощи системы взаимозачетов, поскольку тот, в свою очередь, использовал водопроводные сети химиков для снабжения четырех поселков, где ведется активное коттеджное строительство.
Тем не менее руководство ФГУПа уступило права на сети ООО "Капитал-СПб", владельцами которого являются зарегистрированные в Гонконге "Галлоглей Инвестмент Лимитед" и "Сомхайрле Инвестмент Лимитед". После продажи непрофильных активов, на содержание которых у предприятия якобы недоставало средств, за два года у ФГУПа перед теплоснабжающей организацией сформировался долг в десятки миллионов рублей. В свою очередь, обеими китайскими компаниями, учредившими "Капитал-СПб", как выяснилось, владел Александр Шаповалов.
В ходе следствия Александр Шаповалов не отрицал свою причастность к созданию офшорных компаний. Он пояснял, что с помощью гонконгских компаний планировал запустить ряд выгодных для института коммерческих проектов. На начальном этапе изучения следователями сомнительных финансовых схем, использовавшихся руководством ФГУПа, Шаповалов утверждал, что его проблемы стали результатом действий неких рейдеров. Впрочем, серьезных доказательств, подтверждавших его заявления, химик так и не представил.
Летом 2013 года директору ФГУПа Александру Шаповалову было предъявлено обвинение в "мошенничестве" (ч. 4 ст. 159 УК РФ), и решением суда он был помещен под домашний арест. Электронный браслет арестанта Шаповалов безропотно проносил почти два года. Но после прений сторон, на котором для подсудимого затребовали срок (за три дня до вынесения приговора), его электронный браслет неожиданно перестал подавать сигналы и позиционировать себя в пространстве. Сотрудники ФСИН проверили квартиру Шаповалова и возможные места его пребывания, но беглеца не обнаружили.
Вчера, уже после того как Александр Шаповалов был признан судом виновным в мошенничестве и приговорен к десяти годам лишения свободы, исчезнувший экс-директор ФГУПа был объявлен в федеральный розыск. Затем его розыск, очевидно, будет международным. По оперативным данным, беглец уже перебрался через границу и теперь попытается либо отсидеться в своем шотландском замке Ballachulish House, оцениваемом в €800 тыс., либо в Гонконге, где он как глава местных офшорных компаний может спокойно использовать накопленные на счетах фирм солидные средства.