Вчера СКР завершил следственные действия по громкому уголовному делу о масштабных хищениях бюджетных средств при закупке Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) так называемых электронных браслетов. Обвиняемые — бывшие директор ФСИН Александр Реймер, его заместитель Николай Криволапов и руководитель ФГУП "Центр информационно-технического обеспечения и связи" (ЦИТОС) Виктор Определенов — завершили ознакомление с материалами расследования. Вины никто из них не признает, а защита фигурантов утверждает, что следствие было проведено некачественно и со значительными нарушениями законодательства.
Вчера фигуранты этого громкого уголовного дела поочередно подписали протоколы о завершении ознакомления с материалами расследования. Первым это сделал экс-директор ФСИН Александр Реймер, затем такую же процедуру повторили Виктор Определенов и Николай Криволапов. По данным "Ъ", уже на этой неделе дело будет направлено в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения, после чего уйдет в суд.
Всем фигурантам, как уже не раз сообщал "Ъ", СКР вменяет мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, в 2010-2012 годах Александр Реймер, возглавляя ФСИН, сколотил из своего ближайшего окружения организованную преступную группу. Ее активными членами, говорится в деле, стали заместитель директора ФСИН по тылу генерал-майор Николай Криволапов, давний знакомый господина Реймера гендиректор компании "Мета" Николай Мартынов и отставной полковник милиции Виктор Определенов. Преступная группа, считает СКР, ставила своей целью незаконное обогащение за счет крупных хищений бюджетных средств, выделенных ФСИН на внедрение в ведомстве системы электронного мониторинга поднадзорных лиц (СЭМПЛ). В июне 2010 года главой ФСИН и его подельниками, по данным следствия, была разработана детальная схема хищений, которая состояла "из сложных завуалированных действий, на первый взгляд носящих законный характер". В соответствии с преступным планом, говорится в деле, глава ФСИН проигнорировал результаты проведенного его ведомством исследования по определению предприятий, которые могли производить электронные браслеты, и своим приказом передал ФГУП "Центр информационно-технического обеспечения и связи" все контракты по созданию различных форм СЭМПЛ. Это дало участникам группы возможность размещать госзаказы уже без проведения открытых конкурсов, поскольку центр позиционировался как единственный внутриведомственный поставщик. Изготавливать браслеты планировалось в расположенной в городе Жигулевске (Самарская область) компании "Мета". Своих разработок, говорится в деле, у самарской фирмы не было, поэтому ЦИТОС выкупил всю техническую документацию и опытные образцы браслетов, уже прошедшие испытания в НИИ ФСИН, у другого разработчика — пермского ЗАО ИСТ. Документация была передана представителям "Меты", после чего господин Реймер лично утвердил новые цены на СЭМПЛ. Стоимость одного браслета колебалась от 108,5 тыс. до 128 тыс. руб. Следствие считает ее завышенной в несколько раз.
Деньги, полученные по госконтрактам, обналичивались и перевозились в Москву. Как говорится в деле, зафиксирован случай, когда Александр Реймер в своем служебном кабинете на улице Житной получил 140 млн руб. наличными. Это составляло, по подсчетам следствия, 10% от всей суммы контракта ФСИН на покупку браслетов.
Один из фигурантов расследования Николай Мартынов, как ранее сообщал "Ъ", признал вину, заключил досудебное соглашение о сотрудничестве и дал необходимые следствию показания. Замоскворецкий суд Москвы приговорил его 3 годам 8 месяцам колонии.
Господа Реймер, Определенов и Криволапов вины не признают. При этом и они сами, и их адвокаты считают, что следствие было проведено некачественно и с нарушениями закона. Так, защита господина Определенова утверждает, что, обвиняя фигурантов в мошенничестве, следствие не смогло установить ни время, ни точное место совершения преступления, а кроме того, не выяснило, кто именно из обвиняемых разработал план хищения. В деле, по словам адвокатов, фигурируют "размытые формулировки", что ограничивает право обвиняемых на защиту. Адвокат господина Определенова Владимир Жеребенков также отметил, что судебно-товароведческую экспертизу по делу проводил эксперт по оценке недвижимости, а цифры, содержащиеся в выводах судебной бухгалтерской экспертизы, по мнению защитника, "завышены в два раза". Господин Жеребенков также сообщил, что показания основного свидетеля обвинения Николая Мартынова "несколько раз кардинально менялись за время расследования". На основании этих фактов защита требует дело прекратить или отправить на новое расследование.