Экзотические животные. Редкие, удивительные, веселящие или пугающие, милые и не очень. Их везут в Россию в огромном количестве и даже разводят на территории страны в специальных питомниках – спрос рождает предложение. В жилищах россиян – от особняков на Новой Риге до скромных квартир в хрущевках – зачастую можно увидеть и гепардов, и лемуров, и обезьян, и даже крокодилов с носорогами, правда, последние, в основном, проживают в новорусских коттеджах. Везут экзотику и в отечественные зоопарки. Разумеется, за большие и очень большие деньги.
Занимаются «привозом» и непосредственно разведением, как кустари-одиночки, торгующие по интернету или на Птичьем рынке, так и серьезные компании, специализирующиеся на «экзотах» любого размера и в любом количестве. И именно о таких крупных структурах и пойдет речь.
В последние месяцы я обратил внимание на то, что в ряде СМИ и в блогосфере начался массовый «накат» на одну из крупнейших компаний по поставке животных и эксплуатации зоопарка «Планета обезьян» в Новой Москве и ее владельца Эдуарда Хачатуряна. Увы, информационные войны – дело обычное, но меня удивило то, как торопливо и грубо работали журналисты, не удосуживаясь проверять даже такие банальные факты, как то, что «Новая Москва» и «Московская область» — это два разных субъекта федерации.
Но самое интересное в том, что Хачатуряна - владельца частного зоопарка «Планета обезьян» и крупной структуры, поставляющей экзотических и обычных животных в зоопарки, частные коллекции и всевозможные НИИ – коллеги обвинили в том, что в его большом особняке на Калужском шоссе проживают 63 экземпляра редких животных. В том числе игуаны, птица-носорог, пингвины Гумбольдта, звездчатые черепахи, обезьяна Гверец, хамелеоны, крокодилы и многие другие. И начался информационный шквал – целый ряд региональных и федеральных изданий, включая телеканалы и блоги, за очень короткий период рассказали и написали, практически, одними и теми же словами совершенно одинаковую информацию. Смысл таков: в частном доме Хачатурян содержит редких и дорогих животных (мол, один только гиббон стоит 350 000 рублей), которые не зарегистрированы и не прошли санитарный контроль. Также везде сообщалось о том, что, не смотря на хорошие условия содержания, надо бы проверить гражданина, в отношении которого уже имелись штрафы в 15 тысяч рублей. Массовые публикации пестерли ссылками на неких соседей (правда, фамилии почему-то не указывались), которые поведали журналистам о том, что по их огородам «то дело бегают обезьяны и ползают змеи». Ну, и разумеется, понаехали тут из Армении…
Меня, как любителя экзотических животных и нелюбителя массового пиара, весьма заинтересовала эта история и я попытался связаться с некоторыми коллегами и специалистами в этой области, расспрашивая их про загадочного «хозяина зоопарка» Хачатуряна. И, разумеется, про его конкурентов. Однако, ответы были однозначные: «Не вмешивайся. Идет война за рынок торговли животными. Хачик мешает». Тогда я попытался связаться с самим Эдуардом Хачатуряном и мне это удалось неожиданно легко – заехал в зоопарк «Планета обезьян» на Калужском шоссе, 47, и поинтересовался у мужчины, выходящего из соседнего автомобиля на парковке:
- Могу я видеть Эдуарда Хачатуряна?
- Да. Это я.
После чего он показал мне весьма впечатляющий зоопарк и согласился поговорить под запись. Приведу некоторые наиболее интересные моменты наше беседы, проливающие свет на то, как живет и чем дышит российский (и не только российский) рынок торговли животными. Как легальный, так и не легальный.
Хачатурян: Наша компания занимается выращиванием и разведением экзотических животных. Продаем их в зоопарки, питомники. Сотрудничаем со многими зоопарками мира, в том числе и со знаменитым Берлинским зоопарком – у нас есть и обмен, и продажа.
Лурье: Давайте поговорим по ценам. В одной из публикаций в прессе я прочитал заявление представителя компании «АфроЗоо» Давида Жоржоладзе о том, что гиеновидные собаки, которых продает его структура, являются очень редким видом и стоят не меньше двенадцати тысяч долларов каждая. У вас такой большой бизнес?
Хачатурян: Действительно, есть редкие животные, но это не значит, что они должны быть дорогими. У нас есть много редких особей в том числе и гиеновидные собаки. Вот недавно самочка родила трех щенков, и мы их продаем по 70 тысяч рубей – то есть по 1 200 долларов. И никогда цен в десять раз больше не бывало.
Лурье: Так откуда взялась цена в двенадцать тысяч долларов при продаже гиеновидных собак государственному зоопарку?
Хачатурян: У меня, к примеру, есть орангутан – редчайшее животное. Так вот, он стоит около 15 тысяч долларов. И как может собачка стоить 12 тысяч долларов? Компания «АфроЗоо» специализируется на завышении цен для зоопарков и для того, чтобы держать такие высокие цены, она любыми способами пытается устранить конкурентов, реализующих животных во много раз дешевле. Вот и в отношении меня и зоопарка «Планета обезьян» компания «АфроЗоо» прикладывает все усилия для «устранения» - они пишут во все инстанции, придумывают несуществующие нарушения, пытаются даже слепить уголовное дело, оплачивая, по моему мнению, за это большие деньги. Цель одна – иметь возможность продавать по двенадцать тысяч долларов то, что в реальности стоит тысячу.
И еще важный факт. Я в большинстве случаев сам развожу животных, а не привожу их откуда-то. В отличии от «АфроЗоо», которые ведут бесчестный бизнес, выставляя зоопаркам очень завышенные цены. При этом у компании «АфроЗоо» нет ни питомника, ни зоопарка, ни частных владений, где могли бы выращиваться и содержаться животные. По моей информации, у них только есть единственное офисное помещение, где сидит директор Валентина Буркова, а всеми делами занимается ее муж – тот самый Давид Жоржоладзе.
Лурье: А где же они держат животных для продажи?
Хачатурян: По моей информации Жоржоладзе договаривается в аэропортах, таможнях и с потенциальными покупателями и продает животных прямо «с колес». По моему предположению, эти люди получают животных в аэропорту и без каких-либо ветеринарных контролей и документов сразу же передает их покупателям. И еще. У «АфроЗоо», насколько мне известно, даже нет карантинной базы. Все животные, попадающие в Россию, должны проходить карантин – такая база есть и у нас, там ветеринарные врачи исследуют животных, берут всевозможные анализы, наблюдают. У меня имеется более полутора тысяч животных четырехсот видов и на каждого есть соответствующие ветеринарные документы и паспорта. У «АфроЗоо», по моим данным, ничего подобного нет.
Цена за обезьяну, выращенную здесь, у меня в питомнике, будет значительно дороже, чем за привезенную, так как вырастить очень сложно – легче привести по-быстрому и сбросить ее заказчику. Именно этим и занимается компания «АфроЗоо». При чем, повторюсь, у них нет даже минимальных площадок для содержания животных, эта структура старается завезти животных, не неся каких-либо дополнительных расходов, и сразу же продать их заказчикам. Странная такая схема. А я им очень мешаю, выращивая животных, и являюсь конкурентом. И именно поэтому «АфроЗоо» в лице Жоржоладзе и организовала в отношении меня грязную кампанию черного пиара, заказывая всевозможные статьи и телесюжеты, а также лживые материалы в Интернете.
Такая вот увлекательная беседа состоялась у меня с Эдуардом Хачатуряном – владельцем зоопарка «Планета обезьян» и питомника, где разводятся экзотические животные для дальнейшей продажи. Но в первую очередь меня заинтересовала информация Хачатуряна о компании «АфроЗоо», которая, по его мнению, и организовала всю эту черную пиар-компанию против «Планеты обезьян». Информация о том, что у «АфроЗоо» нет ни собственных площадей для содержания экзотических животных, ни помещений ветеринарного карантина, а поставка идет весьма странными, практически, нелегальными способами.
После нашей беседы я прошелся по принадлежащему Хачатуряну частному зоопарку «Планета обезьян» и огромному питомнику, где выращиваются экзотические животные. Скажу сразу – понравилось. Животные ухоженные, содержаться в больших вольерах, чистота, вокруг много обслуживающего персонала, ветеринарный центр. Я не увидел ни у одного животного затравленного взгляда, который бывает тогда, когда им плохо и они ничего не могут поделать. Ну, вы знаете… Здесь такого нет. И, как мне рассказали коллеги, и зоопарк и питомник полностью содержит Эдуард Хачатурян. А если вдруг бизнес останавливается (бывает и такое), то владелец финансирует содержание животных из своего собственного кармана.
Зоопарк «Планета обезьян»:
А это питомник:
Но, честно говоря, не смотря на увлекательное путешествие по великолепному зоопарку и питомнику, я изначально Хачатуряну не во всем поверил, так как он говорил об уж очень откровенных нарушениях со стороны компании «АфроЗоо», граничащих с нарушением Уголовного кодекса РФ. Начал проверять.
Итак, компания «АфроЗоо», поставляющая экзотических животных, по идее, должна иметь в России (и в первую очередь в Москве, куда доставляются экзоты из-за границы) помещения для содержания животных, в том числе и на период ветеринарного карантина. Без этого невозможно осуществлять какую-либо деятельность, находясь в рамках законодательства. Однако, как оказалось, вполне себе возможно.
Перед вами удивительный документ из Комитета ветеринарии города Москвы. Кстати, именно этот комитет отвечает за «региональный государственный ветеринарный надзор, обеспечивает эпизоотическое и ветеринарно-санитарное благополучие, защиту населения от болезней, общих для животных и человека», а значит должен знать все, что происходит в регионе. Итак, цитирую: «Комитет не располагает сведениями об осуществлении хозяйственной деятельности ООО «АфроЗоо» по содержанию экзотических животных на территории города Москвы».
И теперь вопрос к контролирующим органам. Каким образом и где животные, которых поставляет ООО «АфроЗоо», содержаться по прибытии и проходят ветеринарный карантин?
А дальше больше. В процессе проверки информации Эдуарда Хачатуряна выяснились совсем уже шокирующие обстоятельства. Перед мной официальное письмо Россельхознадзора Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 октября 2017 года, где черным по белому сказано:
«ООО «АфроЗоо» (ИНН 7714837252) 17.09.2016 по разрешению Россельхознадзора осуществило ввоз в Российскую Федерацию 60 голов макак из Испании, которые согласно полученному разрешению были направлены для карантинирования и размещения в ФГБУ «НИИ медицинской приматологии» РАМН, Краснодарский Край (г.Сочи, Адлерский район, с .Веселое)».
То есть, 60 макак из Испании должны были прибыть в сентября 2016 года в Сочи и пройти все карантины, проверки и определенное время находиться в «НИИ медицинской приматологии».
А теперь апофеоз. В письме Государственного управления ветеринарии Краснодарского Края от 24 октября 2017 года имеется следующая информация:
«По информации ГБУ «Ветуправления города Сочи» от 24.10.2017, в адрес ФГБНУ «НИИ МП», расположенном по адресу: г. Сочи, с. Веселое, ул. Мира,177, поставок приматов (яванских макак) от ООО «АфроЗоо» в период с января 2017 года по настоящее время не осуществлялось.
Дополнительно сообщаем, что в 2015 году ООО «АфроЗоо» осуществляло поставку приматов в адрес ФГБНУ «НИИ МП», с нарушением ветеринарного законодательства».
Получается, исходя из информации Государственного управления ветеринарии Краснодарского Края, что ООО «АфроЗоо» никаких яванских макак осенью 2016 года в Сочи в «НИИ медицинской приматологии» не поставляло. В 2017 году поставок не было, а последняя поставка была в 2015 году, да и то с нарушением ветеринарного законодательства. То есть, шестьдесят экзотических обезьянок каким-то странным образом исчезли?
Вот такие очаровательные яванские макаки, которых завезло в Россию ООО «АфроЗоо», судя по документам, где-то потерялись. Да, кстати, стоимость шестидесяти обезьянок составляет около десяти миллионов рублей.
Погодите, скажете вы, а почему не возбуждалось уголовное дело по приведенным выше фактам? И тут возникает не менее интересная ситуация. Оказывается, в МВД было направлено заявление о возбуждении уголовного дела по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) в отношении директора ООО «АфроЗОО» В.Н. Бурковой. Но участковый уполномоченный полиции Отдела МВД России по району Беговой г. Москвы капитан полиции А. Фонин вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Одной из причин отказа являлось то, что (внимание!) «Буркова В.Н. отказалась давать какие-либо объяснения, пользуясь статье1 51 Конституции РФ». Эта та самая статья, позволяющая не давать показания «против себя самого, своего супруга и близких родственников». Странно, не правда ли?
Вот так работают в России продавцы экзотических животных, в частности компания «АфроЗоо», если судить по приведенной информации и документам. Работают не покладая рук, получая десятки и сотни миллионов в своем непростом и малоизвестном широкой публике бизнесе. Тут и жесткий черный пиар в отношении конкурентов, и поставка животных без карантина, и исчезнувшие в неизвестности десятки макак, и многое другое. Жаль животных, которые попадают в руки таких вот «бизнесменов от фауны». Да, и покупателей тоже жаль.
PS. Я попытался связаться с руководством компании «АфроЗоо». Однако, телефоны, указанные на сайте, упорно молчат, а электронная почта не работает, то есть письма попросту не доставляются. Увы. Кстати, не поленитесь, зайдите на чудо-сайт компании «АфроЗоо». Это «шедевр», повеселитесь.
PPS. Прошу считать данную публикацию официальным обращением в Генеральную прокуратуру РФ и Следственный Комитет РФ для проведения доследственной проверки на основании статьи 144 УПК РФ.