Генпрокуратура направила в Следственный комитет РФ материалы проверки, связанные со сделкой производителя «Протонов» — ГКНПЦ имени Хруничева — с компанией Space Transport Inc. (ST), зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
В 2008 году «Хруничев» за $255 млн приобрел у ST 51% акций американской компании International Launch Services (ILS), которой принадлежат права на глобальный маркетинг пусковых услуг с помощью ракет «Протон». Контрольный пакет ILS до 2006 года принадлежал американской корпорации Lockheed Martin, которая в середине нулевых занялась реорганизацией пускового сегмента своего бизнеса и продала долю в ILS офшорной компании ST. Впоследствии в материалах Lockheed Martin была приведена информация, что за этот пакет компания смогла выручить $108 млн.
Существенная разница между суммами, за которую Lockheed Martin продала акции ILS, а «Хруничев» их купил, привлекла внимание следственных органов еще в 2012 году.
«Согласно постановлению первого заместителя Генерального прокурора РФ Александра Буксмана, в ходе прокурорской проверки получены сведения о злоупотреблении полномочиями бывшим гендиректором ГКНПЦ имени Хруничева Владимиром Нестеровым при приобретении акций ILS, — говорится в тексте постановления Генпрокуратуры о направлении материалов в СК. — Указанные нарушения стали возможны в результате злоупотребления должностными полномочиями бывшим руководителем Роскосмоса Анатолием Перминовым».
По результату проведенной в 2012–2013 годах проверки дело продолжения не получило: в действиях Перминова и Нестерова состава преступления не нашли, в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако Генпрокуратуру ответ не удовлетворил, и 9 июля этого года заместитель генпрокурора Виктор Гринь отменил постановление СК об отказе в возбуждении уголовного дела и направил материалы в Следственный комитет для повторной проверки. В тексте постановления Гринь подчеркнул, что для выяснения всех обстоятельств сделки «необходимо принять меры к установлению состава участников компании-бенефициара», то есть ST.
Анатолий Перминов от комментариев отказался, передав через своего представителя, что не видит темы для разговора.
Владимир Нестеров заявил «Известиям», что ему неизвестны акционеры ST.
— Понятно, что следственным органам не дает покоя разница в суммах сделок, все-таки за два года компания подорожала в два с половиной раза, — говорит Нестеров. — Но я уже объяснял следователю, за счет чего такая разница получилась: цена такой компании, как ILS, определяется портфелем заказов. Когда Lockheed продавала этот актив, у нее было мало заказов, и стоимость была одна. Но за то время, пока компанией владела ST, ILS смогла заключить 17 новых контрактов, портфель ее заказов подорожал, что и повлияло на стоимость актива. Перед сделкой пакет ILS оценивала аудиторская компания «Делойт и Туш СНГ», заключившая, что 51% компании стоит $320–370 млн.
Нестеров отметил, что до приобретения «Хруничевым» ILS оставляла себе до 25% от стоимости заключенного контракта, а после — не более 10%. Конкретных цифр Нестеров не привел, но, по данным экспертов рынка пусковых услуг, в описанный период времени один коммерческий запуск «Протона» стоил $100–110 млн.
— За счет такого перераспределения «Хруничев» получил уже два раза по $255 млн, что в полной мере оправдывает ту покупку, — говорит он.
По мнению Юрия Николаева, председателя московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры», для выяснения бенефициаров офшора с Британских Виргинских островов нужно обращаться либо в местный аналог министерства юстиции, либо в Восточно-Карибский верховный суд.
— В суд я верю больше, если в суде доказать, что требования о предоставлении информации законны, он обяжет регистратора раскрыть информацию, — поясняет Николаев. — Но по практике могу сказать, что Британские Виргинские острова имеют репутацию надежных хранителей секретов.