В последнее время у самого крупного производителя пищевой промышленности в России – холдинга «Эконива» начались большие проблемы с ведением бизнеса. Мало того, что компания планирует значительно сократить штат – уволить около 2,5 тысяч сотрудников, так она еще задерживает выплаты контрагентам и почти перестала вкладывать инвестиции в развитие производства. Эксперты отмечают, что сейчас дела у «Эконивы» очень плачевны – холдинг по уши в долгах. Возможно, компании даже придется устроить «распродажу» непрофильных и низкорентабельных активов.
Напомним, что «Эконива» основана немецким предпринимателем Штефаном Дюрром в России в 1994 году. В 2001 году у компании появился первый животноводческий комплекс в Конышевском районе Курской области. Позже фермы холдинга появились еще в Оренбургской, Новосибирской и Воронежской областях.
На данный момент «Эконива» является самым крупным производителем пищевой промышленности. Фермы холдинга располагаются более чем в 10 регионах страны, за сутки компания производит свыше 3 тысяч тонн сырья. «Эконива», во владениях которой свыше 630 тыс. га, занимает 5 строчку в рейтинге крупнейших землевладельцев по версии BEFL.
Кстати, в 2013 году Владимир Путин подписал указ о присвоении гражданства Штефану Дюрру за особые заслуги перед Россией. А сейчас он занимает пост председателя правления Национального союза производителей молока («Союзмолоко»).
Так почему же у такой успешной компании и у такого успешного и деятельного предпринимателя такие проблемы с бизнесом? Одна из причин — сильный рост холдинга в предыдущие годы за счет кредитных средств.
В июне 2020 года обязательства «Эконивы» достигали €695,8 млн. По словам самого Штефана Дюрра в интервью «Агроинвестору», соотношение долговой нагрузки к прибыли до обязательных отчислений (коэффициент DEBT/EBITDA) в холдинге равняется примерно 9. Тогда как нормальным считается значение 3. А это может говорить лишь об одном – «Эконива» близка к банкротству.
И это не единственная компания Штефана Дюрра, которая близка к полному разорению. Согласно «Руспрофайлу», принадлежащие бизнесмену ООО «ЭкоНива-АПК Черноземье», ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг», ООО «Экониватехника-Холдинг» и другие, также находятся в очень шатком положении. Прибыль этих организаций значительно меньше выручки. Так что это – приближающийся крах всего бизнеса Дюрра или запланированный вывод средств в обход налоговой? Отвечать на такие вопросы должны соответствующие надзорные органы.
Сам Штефан Дюрр уверяет, что дела у компании не так уж и плохи, просто «Эконива» решила чуть умерить темпы развития. А сокращение штата планируется лишь потому что в дальнейшем холдинг не будет строить новые фермы самостоятельно, а значит потребности в большом количестве сотрудников нет.
Стоит отметить, что Штефана Дюрра уже давно подозревают в ведении своего бизнеса на деньги госбанков. На данный момент крупнейшим кредитором холдинга является Россельхозбанк. Он выдает «Экониве» 95% от стоимости проекта в Новосибирске, и только 5% добавляет сам Дюрр. Причем, оставшиеся 5% – это не собственные средства Дюрра, а средствами от ранее выданного кредита. То есть на ранее выданный кредит берется новый.
Эксперты не раз называли бизнес Штефана Дюрра ничем иным, как финансовой пирамидой. Но тем не менее банки продолжают давать кредиты компании. Бытует мнение, что это благодаря высокому уровню влиятельности немецкого предпринимателя, который заручился не слабой поддержкой в нужных политических кругах.
Дело в том, что недоброжелатели Дюрра подозревают чуть ли не в коррупционной связи с замминистра Минсельхоза Оксаной Лут. Каким образом они сотрудничают? Все очень просто. В 2018 году, когда главой Министерства стал Дмитрий Патрушев, он ввел систему отраслевых союзов. Любая компания, входящая в состав этих союзов, выплачивает членские взносы, получая за это господдержку в виде субсидий. Причем, судя по всему, помощь осуществляется не только в виде денежных выплат. При помощи отраслевых союзов можно «проталкивать» компании, отстаивать их интересы и помогать с развитием бизнеса. Чем, видимо, и занимается Оксана Лут, получая от этого выгоду.
Кстати, Лут ранее занимала должность главы департамента по работе с клиентами и развитием бизнеса как раз-таки в «Россельхозбанке», а Патрушев был главой кредитной организации. То есть Патрушев и Лут познакомились еще, когда вместе работали в банке, а потом решили, что их дружба может стать очень полезной и приносящей прибыль, а нужные должности в Минсельхозе помогут в осуществлении планов?
Кстати, сам Дюрр тоже не теряется. В Воронежской области, где расположена «штаб-квартира» холдинга «Эконива», предприниматель активно продвигает «нужных людей» в местное заксобрание. Сейчас, видимо, по договоренности с первыми лицами области депутатами местной думы являются Роман Литвинов (директор «ЭкоНиваАгро Левобережное») и управленец Иван Воробьев (исполнительный директор ООО «Эконива-Черноземье») – то есть, у холдинга в регионе имеется свое собственное «легализованное» лобби.
Причем с той же Воронежской областью у ООО «ЭкоНива-АПК Холдинг» Дюрра заключено 2 госконтракта. Получается, что бизнесмен живет не только на банковские деньги, но и на наши, российские налоги. Хитро, однако.
Но речь не об этом. Теперь становится понятно, почему одним из основных кредиторов «Эконивы» является «Россельхозбанк». Но стоит отметить, что даже там в последнее время отмечают шаткое финансовое состояние холдинга Дюрра. Однако банк всегда готов поддержать своего «надежного» клиента. Поэтому на данный момент «Россельхозбанк» активно занялся изучением возможностей для оптимизации кредитной нагрузки холдинга, дабы приложить «все усилия для обеспечения стабильной работы компании и сохранения рабочих мест».
Кажется, пора бы Штефану Дюрру немного уменьшить свои аппетиты, которые становятся уже ему не зубам. «Эконива» сейчас находится в плачевном состоянии, и пока на горизонте спасения не предвидится. А если холдинг не сможет справиться с долговой ямой, которую сам себе раскопал предприимчивый предприниматель родом из Германии, то медным тазом накроется не только его бизнес. Заметно это может сказаться и на всем агропромышленном комплексе России. Ведь «Эконива» сейчас является фактически монополистом пищевой промышленности в нашей стране.