Все началось в марте 2012 года, когда зампред самарского отделения "Россельхозбанка" Дмитрий Владимирович Пузиков устроил у себя на даче в поселке Кондурчинском вечеринку по случаю дня рождения своего кузена и тезки Дмитрия Сергеевича Пузикова (Дмитрий Пузиков-младший).
Гостями, чуть больше 10 человек, были родственники и близкие друзья Пузиковых. Одним из блюд, поданных к столу, был запеченный картофель, но Дмитрий захотел пюре. Екатерина приготовила для мужа это блюдо, но тот, попробовав, сказал, что оно горькое. Остатки пюре спустили в унитаз.
Вместе с Пузиковым пюре из тарелки пробовали его двоюродный брат Александр Сафонов со своей подругой Марией Борисовой. Спустя некоторое время все трое почувствовали себя плохо и их доставили в больницу. 20 марта Дмитрий Пузиков умер, а у Александра и Марии стали клоками выпадать волосы. Кроме того, у двоюродного брата скончавшегося банкира онемели руки и ноги.
Вскоре было возбуждено дело, и в ходе следствия выяснилось, что смерть Пузикова и причиненный здоровью двух других пострадавших вред вызвал сильнодействующий яд таллий. Следы таллия были обнаружены на ободке унитаза, куда смыли горькое пюре, на 16-ти предметах посуды, на кухонной раковине, на столешнице в ванной, на бутылке с водой, на краю кровати на втором этаже, а также на одежде именинника Дмитрия Сергеевича Пузикова.
Пузиков-младший объяснил это так: "В ванной я обнаружил плачущую Катю, они часто тогда ссорились с Димой. Я ее успокаивал, поддерживал. При ней был шприц с жидкостью, на столешнице — лужа. Я мог нечаянно испачкаться, а руки вытер об себя."
Тем не менее, основной версией стало то, что банкира отравила его собственная жена, хотя улик против нее не было.
Обвинение ухватились за тот факт, что Екатерина сама вызвалась приготовить пюре. Также всплыла история ее отношений с неким Дмитрием Красавцевым, с которым она еще до замужества познакомилась на стажировке в США и поддерживала их в браке. Упоминалось и наследство, Дмитрий Пузиков был человеком состоятельным, однако и сама Екатерина из небедной семьи: ее семья владела компанией по производству техники для нефтяной отрасли.
Как дополнительный мотив рассматривали роман Пузикова с коллегой по работе, о котором жена знала. Из собранных фактов вытекало, что ревнивая жена убила мужа, чтобы обрести счастье с любовником.
Суд счел все эти доводы достаточными, и 19 августа 2015 года Екатерина Пузикова была признана виновной в умышленном убийстве своего супруга и приговорена к 7 годам лишения свободы. При этом суд отклонил все замечания защиты и указания на явно не сходящиеся обстоятельства и недостаточность доказательной базы.
Например, на одежде Екатерины не было обнаружено никаких следов яда. Кроме того, следствие так и не смогло сказать, каким путем она добыла этот яд, как и в какой момент добавила его в пюре.
Екатерина Пузикова
Одним из основных свидетелей проходил Дмитрий Пузиков-младший, на чьей одежде был обнаружен яд. По версии защиты, именно он является настоящим отравителем: отец Дмитрия занимается сельским хозяйством, а таллий активно используется для борьбы с крысами на полях. Но суд эту версию отклонил, обосновав это тем, что она "построена на домыслах", несмотря на то, что адвокат Пузиковой особо подчеркивал, что на одежде его подзащитной почти не было обнаружено следов таллия, в то время как на одежде именинника, в том числе в его карманах, концентрация следов яда была в разы выше.
Другая версия, озвученная самой Екатериной, состояла в том, что ее муж хотел занять пост руководителя филиала банка и его могли убить из-за этого или, к примеру, из-за спорной ситуации по одному из рабочих вопросов. Но суд отклонил и эту версию как построенную на домыслах.
Примечательно, что спустя месяц после смерти Дмитрия Пузикова его мать Галина Васильевна переписала значительную часть своего имущества на Дмитрия Пузикова-младшего и его отца. Впоследствии она готовилась так же поступить и с унаследованным имуществом сына. На этот факт суд также не обратил внимание.
В связи с тем, что суд отмел все предоставленные защитой факты, интересно рассмотреть, что писал по данному делу заместитель генерального прокурора РФ Владимир Малиновский: "Расследование велось с явным обвинительным уклоном, без отступления от разработки единственной версии о виновности Пузиковой Е.Г., последовательно навязываемой Пузиковым Д.С., его отцом Пузиковым С.В. и матерью покойного Пузиковой Г.В. Заслуживающие внимание доводы стороны защиты о недостаточности объективных данных для уголовного преследования Пузиковой Е.Г., наличии разумных сомнений вследствие противоречивости доказательств и нашедшем косвенное подтверждение предположение о причастности к преступлению других лиц отвергнуты по надуманным основаниям. Односторонняя оценка полученных в ходе расследования сведений, нежелание органов следствия уделять должное внимание другим версиям происшествия и безмотивное отрицание самой возможности совершения преступления другими лицами привели к предъявлению Пузиковой Е.Г. обвинения, основную часть которого составляют предположения и упоминания о неустановленности тех или иных обстоятельств, подлежащих, в соответствии со ст.73 УПК РФ, обязательному доказыванию."
Защита Пузиковой обжаловала дело в областном, а затем и в Верховном суде РФ, дело вернули на доследование. Обвинение просило для Пузиковой 7 лет заключения, но приговор суда оказался даже более суровым — 9 лет.
Защита продолжает настаивать на недостаточности улик против Екатерины Пузиковой и заявляет о ее невиновности. В ее распоряжении имеется копия одного из ходатайств адвоката Александра Карномазова на имя прокурора Самарской области, которое было направлено в сентябре прошлого года. В документе перечисляются все несоответствия, выявленные защитой и указывающие на несостоятельность версии обвинения.
Позиция суда в данном вопросе более, чем удивляет. Даже простому обывателю бросаются в глаза факты, которые просто вопиют как минимум о невиновности Екатерины Пузиковой, а максимум – почти напрямую указывают на виновность родственников ее покойного мужа.
Следствие не смогло установить, что Пузикова когда-либо приобретала таллий, интересовалась или хотя бы имела осведомленность о его свойствах. При этом семья кузена покойного имела к яду непосредственное отношение. Но есть и более веское доказательство – на руках и одежде вдовы яда не нашли, в то время как на теле и одежде Пузикова-младшего таллий обнаружили сразу. Как можно было закрыть глаза на столь важный факт – загадка. При этом у следствия совершенно не вызывает подозрение ни поведение Пузикова Д.С., ни его отца.
Важно помнить (это общеизвестный научный факт), что таллий не имеет вкуса, а покойный сразу заявил, что пюре в его тарелке имеет горьки вкус. Первое, что приходит на ум – злоумышленники хотели привлечь внимание к тому, что с приготовленным Екатериной пюре что-то не так. Но в этом вопросе суд также не счел нужным разобраться.
Ну и, конечно, пресловутое наследство. Не было секретом, что свекровь Екатерины ее недолюбливала и все свое имущество переписала на семью Пузикова-младшего. Также было известно, что мать погибшего является его наследницей. Это автоматически делает Пузиковых подозреваемыми, поскольку они, в отличие от Екатерины, являются выгодоприобретателями.
Сейчас готовится новое обжалование приговора — в областном и, если понадобится, в Верховном суде. Адвокат Екатерины Пузиковой надеется, что ему все же удастся доказать невиновность своей подзащитной. Наше издание намерено внимательно следить за развитием ситуации.