Венедиктов рассказал, как приговорили «Эхо Москвы»

Источник
Главное из интервью Алексея Венедиктова Forbes.
Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», которая в марте была отключена от эфира и затем ликвидирована, связывает случившееся со словами о грандиозной ошибке — так он назвал в эфире «спецоперацию»** России на Украине. Внесенный в реестр СМИ-иноагентов Алексей Венедиктов уверен: решение о закрытии было согласовано с президентом Путиным, который счел эти слова «предательством». В интервью Forbes Talk Венедиктов рассказал, как изменился его круг общения после попадания в список иноагентов, может ли «Эхо» возобновить работу и какие настроения сейчас у крупного бизнеса

О причинах закрытия «Эха Москвы»

«Эхо Москвы», так же как и «Дождь» (внесен в реестр СМИ-иноагентов. — Forbes), и «Новую газету», ничего не могло спасти. Когда обсуждалось 24 февраля, было понятно, что пропаганда должна быть тотальной. В глазах людей, которые [работают] в Кремле, всего три медиа являлись влиятельными среди людей, принимающих решения. Министры, депутаты, руководители агентств все-таки смотрели «Дождь», читали «Новую», слушали «Эхо Москвы». И поэтому было принято уже изначально решение, что эти медиа не должны работать, а как закрыть — это дело техники. Поэтому когда 24 февраля в 06:13 мне сказали, что все началось, я сказал: «Ну все, нам *** [конец]». Даже не сомневался. Чего бы мы ни говорили, даже если бы мы музыку пустили, нам *** [конец].

А вторая история заключалась в моих личных отношениях с президентом. Мне рассказали — я проверить не могу, я с ним не встречался с тех пор, — что его, конечно, выбесило, что я прямо утром 24 февраля в эфире сказал, что это [«спецоперация»] грандиозная политическая ошибка, причем она заключается в последствиях для моей страны. Украина — чужая страна, а моя страна — Россия. И ошибка заключается ровно в том, что будут ужасные, катастрофические последствия для моей страны. Я это сказал в открытую, и когда ему [президенту] доложили, мне сказали, что он счел это предательством.

Он точно понимал, что мы будем делать. У меня с ним была дискуссия 13 лет назад, когда была война с Грузией и когда он меня прямо упрекал: «Мы, наши солдаты ведут войну, а ты даешь слово грузинскому президенту, грузинскому министру обороны, грузинскому представителю в Совбезе ООН. Ты понимаешь, что Россия ведет войну?» Это он говорил в 2008 году. Я говорил: «Такая профессия, Владимир Владимирович». И он точно понимал, что я это буду делать, как 2008 году, как в 2014 году, так и, соответственно, в 2022-м».

Что считать победой?

«У нас все время сейчас в информационном потоке идут кусочки, это такая мозаика, ты только успевай поворачивать голову. И самое главное, невозможно верифицировать [информацию]. А если ты не можешь верифицировать информацию, ты не можешь понять, на основе какой информации люди действуют. И когда я поехал в Европу [записывать интервью с европейскими политиками], смысл был в том, чтобы охватить старую Европу и Восточную Европу, наиболее боевую, скажем так. Сравнить, понять, насколько у них сохраняется единство. Для меня главный вопрос к ним всем: «Вот вы говорите, что вы за победу Украины. А что вы называете победой Украины?» Я понял, что они понимают под этим разное, но есть консенсус в Европе, который заключается в том, что победой Украины они, европейцы — и старые, и новые, будут считать уход России за линию 24 февраля.

И второе, что стало понятно: началась война на истощение, у кого больше ресурсов. У Украины при поддержке объединенного или, как говорят, коллективного Запада или у России с ее возможностями. И я понял, что в этой фазе победой будет объявлено то, что Путин объявит победой. Или Зеленский. Они будут говорить: «Вот как Зеленский скажет: «Все, победа», мы скажем: «Хорошо, победа». Зеленский захочет сесть за стол [переговоров] с Путиным — мы скажем «отлично». Не захочет — скажем «отлично». Они ушли вот в эту зону. «Не важно, что мы считаем победой», — говорили мне в открытую. «Важно, что они считают победой».

«Проглядели милитаризм»

«Я в 2013 году публично заговорил о сталинских нотках на пресс-конференции [Путина]. Меня оборжали! Путин меня спросил: «Как у меня сталинские нотки?» И я как-то свернул с этой темы. Основная тема критики Путина шла по линии коррупции, а не по антивоенной линии. А я тогда чувствовал, но думал: «Ну все же про коррупцию, надо тоже про коррупцию, это главная проблема в стране». А оказалось, не это главное, оказалось, милитаризм — главное у верхушки. Просрали, проглядели! Потому что про коррупцию легче [говорить]. Дворцы, самолеты, любовницы, счета — да это же красота, и народ хавает. А весь этот милитаризм — что мы будем решать [проблемы] силовым образом как внутри страны, так и снаружи, — это завалилось за спинку кресла. И в этом моя вина, я должен был понимать, что опасность не только и не столько в коррупции. Раньше надо было соображать, и раньше про это надо было говорить и с Лавровым (глава МИДа Сергей Лавров. — Forbes), и с Шойгу (министр обороны Сергей Шойгу. — Forbes), и с Мишустиным (премьер-министр Михаил Мишустин. — Forbes), и с Медведевым (глава Совета безопасности Дмитрий Медведев. — Forbes). Не увидели, а я постеснялся, скажем так, потому что все [говорили] про сталинизм и про репрессивные законы».

О наследии Горбачева

«То, что сделал Михаил Сергеевич Горбачев — все разрушено. Все реформы горбачевские — в ноль, в прах, в дым. Когда у меня спрашивают: «Есть какой-нибудь показатель?» Я отвечаю: «Когда Горбачев уходил, сил быстрого реагирования НАТО в Европе оставалось 4000 человек. Теперь НАТО объявило, что к концу следующего года будет 300 000 человек». То есть уровень угрозы! Уровень войск НАТО у наших границ!

Могу вам сказать, что Горбачев расстроен, естественно, он понимает. Это было дело его жизни. Свободы — это дело Горбачева. Все уже забыли, кто дал свободу Русской Православной Церкви. Михаил Сергеевич Горбачев. Свобода слова, первый закон о печати — Михаил Сергеевич Горбачев. Частная собственность — Михаил Сергеевич Горбачев. Ну что он сейчас будет говорить?»

Как в условиях урагана построить забор

«Экономисты, с которыми я говорил, считают, что идет ударная волна, и, чтобы помочь людям защититься от нее, нужно выстраивать щиты. Нужно строить забор, чтобы эта волна ударила в него, чтобы он смягчил ее. Они [экономический блок] чувствуют свою ответственность за это. У них нет недвижимости за рубежом и не было. Для них эта страна — это вызов. Это на самом деле довольно трудно понять: когда у тебя в стране все в порядке, для многих из этих людей это рутина. Сделаем чуть получше, здесь бантик привяжем, тут подкрасим, тут для крыши новый материал изобрели, давайте сделаем. А когда у тебя ураганом все это сносит, есть люди, для которых вызов именно во время урагана — это внутри их характера.

Экономический блок работает не столько на президента. Приведу пример: Иран под санкциями уже 40-50 лет. У верхушки все в порядке! У аятолл все отлично! Они ничего не потеряли ни в бытовом, ни в каком-либо другом смысле! Все ужасно у людей на улице: на базаре, в школах, медицина. Так вот, экономический блок, на мой взгляд, [работает] на этих людей. Я лично знаю многих людей, которые, испытав шок и, может быть, внутреннее несогласие быть ассенизаторами, остаются работать, чтобы спасти [людей]. А возможно, для них это, еще раз повторяю, профессиональный вызов — как в условиях урагана построить забор».
Персоны Компании
«Сохнут» велено засохнуть
Минюст требует закрыть агентство «Сохнут» по суду.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 23.07.2022
Сообщения канала за 23 июля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 23.07.2022
Сообщения канала за 23 июля 2022 года.
Как глава Минцифры спрятал "тайную жену" — бывшую топ-менеджера "Медиалогии", освоившей 3 млрд руб. на господрядах
глава Минцифры Максут Шадаев скрывает в декларации свою фактическую супругу. Она оказалась задействована в бизнесе, получающем многомиллионные контракты от правительства
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 15.07.2022
Сообщения канала за 15 июля 2022 года.
Вице-премьер Юрий Борисов сматывает удочки
Вместо него курировать промышленность в Белом доме будет новый зампред правительства Денис Мантуров.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 12.07.2022
Сообщения канала за 12 июля 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 12.07.2022
Сообщения канала за 12 июля 2022 года.
"Горным воздухом" на Сахалдине пока дышит только Трутнев
Контракты на строительство объектов проекта "Горный воздух" подписывались после шумных посиделок членов Сахалинского правительства в ресторанах подрядчика Эрнеста Пяка.
Бассейн. Как Якунин выводил из бюджета десятки миллиардов долларов и отмывал их в Европе
Общий ущерб российского бюджета от этого распила составил более 20 млрд
Потанин и Дерипаска прижмутся друг к другу
Санкции могут поставить точку в одном из самых громких акционерных конфликтов в РФ. Владимир Потанин и Олег Дерипаска решили объединиться перед внешней угрозой.
Росселя вычеркивают из сенаторов
Первый губернатор Свердловской области покинет Совет федерации.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 25.06.2022
Сообщения канала за 25 июня 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 23.06.2022
Сообщения канала за 23 июня 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 22.06.2022
Сообщения канала за 22 июня 2022 года.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 22.06.2022
Сообщения канала за 22 июня 2022 года.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 21.06.2022
Сообщения канала за 21 июня 2022 года.
Связанные почтой 86 компаний с активами на $4,5 млрд — особняками, самолетами бизнес-класса, яхтами, банковскими счетами
У всех этих активов есть кое-что общее. Компании, на которые они записаны (включая знаменитый дворец), как минимум используют общую IT-инфраструктуру