Судебная победа Николая Гордика дала кущевским фермерам надежду – спустя много лет справедливость все-таки можно восстановить. Но сделать это весьма непросто без вмешательства на высоком уровне, считает член Совета Федерации Елена Афанасьева. Пока убийцы семьи и гостей Сервера Аметова сидят, родня участников кровавой банды перепрятала награбленные активы. А ведь были еще и другие преступления. Вспомнить хотя бы расстрел главы Кущевского района Бориса Москвича...
Кущевский районный суд на днях вынес знаковое решение, которого предприниматель Николай Гордик добивался 11 лет. Суд обязал членов банды «Цапков-Цеповязов» компенсировать фермеру стоимость имущества, отобранного у него в 2008 году. Гордик выращивал кукурузу и подсолнухи на приличных по размерам полях – почти 4,5 тыс. га. Лакомый кусок заинтересовал Цапка и Цеповяза, а дальше дело пошло по понятному сценарию: угрозы вырезать семью, коррумпированные силовики… Понятному, потому что точно также отдать землю бандитам ради спасения своих жизней пришлось целому ряду других кубанских фермеров.
Что изменилось в Кущевке после, казалось бы, разгрома банды, последовавшего за массовым убийством в 2010 году? Как мы видим, поменялось немногое.
Скончавшийся в СИЗО Сергей Цапок, с именем которого и принято связывать эту жестокую группировку, отвечал в ней за «силовое» крыло. При этом «экономическим» блоком рулил Вячеслав Цеповяз – тот самый любитель тюремных застолий с шашлыком, икрой и крабами. «Лидеры этой банды получили свои большие сроки. Однако при вынесении приговора экономическую составляющую никто не рассматривал. И все это [попытки сохранить активы] началось гораздо позже, когда Вячеслав Цеповяз развелся со своей супругой», – рассказала в телепрограмме «Человек и закон» адвокат Николая Гордика Татьяна Морозова.
Шумиха вокруг этой истории прошла, а семьи ее ключевых антигероев, по сути, сохранили награбленное.
Цепочка собственников
Имущество, отобранное угрозами убийства и насилием у семьи Николая Гордика, затем попало в собственность семейного предприятия Вячеслава и Натальи Цеповяз ОПХ «Север Кубани». Учредителем этой компании значился Иван Стришний – родной брат Натальи, а директором – Андрей Цеповяз, брат ее мужа.
Той же семье принадлежало и ОПХ «Слава Кубани», где в 2009 году Наталья Цеповяз была учредителем и генеральным директором. После того, как ее муж был осужден на 20 лет строгого режима, она развелась с ним и вернула себе девичью фамилию Стришняя.
Семья Сергея Цапка, в свою очередь, владела компаниями ООО «Артекс-Агро» и ООО «Юг Агротехника». Как пишет «Российская газета», лидеры банды лично контролировали 30 000 га земли, которые изначально были получены за счет бандитизма. Еще 40 000 га были чем-то вроде «общака», которым управлял их подельник Стрельцов (Федя Обнал), который сейчас находится в международном розыске.
В России в отношении Федора Стрельцова введена процедура банкротства, которую трудно не связать с попытками бандитов сохранить присвоенные активы. Незадолго до ареста Цеповяза он и его жена сначала переоформили активы на сообщника Вячеслава Теслю, дальше – на мать Цеповяза, а после развода – на Наталью Цеповяз (Стришнюю).
С момента «кущевской резни» прошло более 10 лет, но правоохранительные до сих пор распутывают этот клубок. Как считает Николай Гордик, в его деле помогло то, что два года назад он выиграл в суде иск о волоките в уголовном деле о вымогательстве. Далее, по личной инициативе председателя СК РФ Александра Бастрыкина, дело из Кущевки передали следователям Центрального аппарата ведомства с дислокацией в Ростове-на-Дону, тогда-то все и сдвинулось с мертвой точки. Однако расследование уголовного дела по-прежнему не завершено.
Угрозы дочери
Насколько можно понять, одним из важнейших доказательств в уголовном деле о вымогательстве у семьи Гордика, являются показания Владимира Алексеева. Он осужден пожизненно. «У него прозвище Вова-Беспредел. Он иск не признал. Однако в рамках уголовного дела все те исследования, каковые были… Он не отрицал того, что да, действительно психологически воздействовал как на моего доверителя, так и на членов его семьи именно с целью того, чтобы имущество, которое им принадлежит, перешло в руки банды Цапков», – говорит адвокат Татьяна Морозова.
«Когда Алексеев находился в офисе, его позвала Наталья Цеповяз и показала ему фотографию дочери Гордика. Вместе с Цапок Наталья Цеповяз потом сказала, что ему [Алексееву] нужно проследовать в Ростов-на-Дону, где учится дочь Гордика, и передать ей требование Цапок и Цеповяза. Дождавшись на перемене дочь Гордика Татьяну, он [Алексеев] сказал, что если она хочет жить и чтобы с отцом все было в порядке, необходимо подписать документ», – цитируют материалы уголовного дела журналисты передачи «Человек и закон».
Банда «Цапков-Цеповязов» действовала на территории станицы Кущевской с 1998 по 2010 годы. За это время ее участниками было совершено не менее 40 преступлений, убиты 19 человек – только те, о которых известно. «Наследники» банды не только по-прежнему остаются на свободе, но и продолжают владеть активами, которые были отобраны силой и угрозами у честных предпринимателей. Очевидно, что просто так эти люди не сдадутся. По данным передачи «Человек и закон», Наталья Стришняя уже подготовила апелляционную жалобу на решение Кущевского районного суда в пользу Николая Гордика.
Елена Афанасьева, член Совета Федерации РФ:
«На сегодняшний день действительно есть необходимость, чтобы были и помощь со стороны Следственного Комитета, и контроль со стороны Следственного Комитета и, видимо, личный контроль руководителя Следственного Комитета Александра Бастрыкина. Нужно понять какую роль, например, вот эта вот Наталья Стришняя и другие люди играли в противоправных действиях, в совершении преступлений этой банды и в том числе в убийстве человека. Мы все знаем, что глава Кущевского района Борис Москвич пострадал от этих людей, он лишился жизни. Надо понять какую роль играли эти люди, завести уголовные дела и добиться наказания виновных».