С учетом заявлений спикера Госдумы Вячеслава Володина о возможном уголовном наказании за использование пальмового масла и других заменителей в молочных продуктах на поле "боя" могут столкнуться два таких гиганта как группа Эфко Валерия Кустова и "Русагро" Вадима Мошковича. Рынок масложировой промышленности России ждут неспокойные времена и передел активов? Подробности - в материале The Moscow Post.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин на днях предложил ввести уголовное наказание за использование пальмового масла и других заменителей в молочных продуктах.
Он высказался негативно в адрес производителей, которые используют пальмовое масло, заменители. Идея ввести огромные штрафы и уголовную ответственность нашла отклик у главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. В ближайшее время планируется разработать соответствующие поправки в действующее законодательство.
Напомним, ранее по инициативе Госдумы производители, которые используют пальмовое масло, уже были лишены льгот.
Исходя из того, что г-н Володин никогда не делает каких-либо заявлений просто так, можно сделать вывод, что в России планируют взяться за отдельных производителей. Вот только в чьих интересах будет идти эта борьба? А вот тут не лишне вспомнить некоторые факты биографии самого Володина.
Солнечное "наследство"
В 2017 году пресс-служба холдинга, который на тот момент входил в группу "Букет", заявляла в комментариях "Интерфаксу", что с 2007 года ни Володин, ни члены его семьи не являются акционерами холдинга "Солнечные продукты". Юридически - это действительно так, но, как всегда, есть одно "но".
В АО "Холдинг "Солнечные Продукты", которое было частью холдинга, учредителем был Владислав Буров. Он же выступал до определенного времени бенефициаром холдинга. Буров и Володин вместе строили бизнес, то есть далеко не чужие люди - чужим активы не доверишь. Помимо этого, Буров и Володин были депутатами Саратовского горсовета.
То есть можно предположить, что и далее их приятельские отношения продолжались.
Сам же Буров имел довольно обширный бизнес-портфель, в том числе, например, он сам, и члены его семьи также были акционерами саратовского ПАО "НВКбанк", который позднее лопнул.
Некоторые активы Владислава Бурова на время "перехватывал" на передержку его сын Максим. Как, например, было с ООО "Апин", которое после 2019 году ушло "под офшор" со скрытым бенефициаром - "Квартлинк холдинг лимитед".
Этот же офшор числится владельцем еще ряда бывших активов семьи Буровых - ООО "Волжский Терминал", ООО "Новопокровское", ООО "М.Э.З." и ООО "Ж.К.". Четыре последних находятся в процессе банкротства.
Интересный факт: в 2017 году в ФАС России поступило ходатайство, в котором вышеуказанный офшор и компания "Эфко ФУДС ПЛС" (из дивизиона ГК Эфко Валерия Кустова) просили о получении предварительного согласия на заключение соглашения о совместной деятельности, точнее об объединении продаж. Таким образом, была сделана попытка слияния на некотором этапе двух крупных игроков.
К этому моменту и группе Эфко в судьбе не только "Солнечных продуктов", но и в целом на рынке мы еще вернемся.
Вот только дела "Солнечных продуктов" в те годы были не ахти и уже в 2018 году вопрос возможного банкротства встал ребром. Дело в том, что еще в 2017 году группа набрала у "Россельхозбанка" многомиллионные кредиты, по которым часть компаний дивизиона выступила поручителем. Уже в октябре 2018 года банк продал право требования долгов этих юрлиц другому крупному игроку этого же рынка - ООО "Группа компаний "Русагро".
В целом компания выкупила право требования 34,7 млрд рублей долга. Тогда же, в 2018 году "Русагро" заявило о покупке контрольного пакета акций "Солнечных продуктов" у группы "Букет" Владислава Бурова.
Поглотив "Солнечные продукты", "Русагро" Вадима Мошковича в 2019 году запустило процесс банкротства ряда юрлиц из влившегося дивизиона.
Банкротство юрлиц "Солнечных продуктов" проходило со скандальным флером. Другие кредиторы бывшего буровского холдинга, например, "Балтинвестбанк" выражали сомнения в легитимности подобного банкротства, ведь на тот момент и должник, и кредитор уже были связаны.
Несмотря на все дрязги, холдинг "Солнечные продукты" влился в "Русагро", фактически увеличив зону влияния бенефициаров последнего.
"Русагро": слияние и поглощение
На бывшем сайте "Солнечных продуктов" теперь бренд фигурирует как часть группы "Русагро". По данным с сайта, холдинг занимает значительную долю внутреннего производства свинины, сахара, сельскохозяйственной и масложировой продукции: №1 - производитель подсолнечного масла и потребительского маргарина, а также №2 - на рынке промышленных жиров.
Земельный банк группы – 668 тыс. гектаров. Основные активы расположены в Белгородской, Тамбовской, Свердловской, Ульяновской, Оренбургской, Самарской, Саратовской, Воронежской, Курской и Орловской областях, а также в Приморье, например, именно через порт Владивосток посредством сотрдничества с группой Fesco в Китай в 2022 году впервые был поставлен прямой перевалкой подсолнечный шрот. Штаб-квартира холдинга находится в Тамбове.
ООО "Группа компаний "Русагро" принадлежит ПАО "Группа "Русагро" и лично Вадиму Мошковичу. За ООО в "Руспрофайл" числятся 118 "дочерних" активов, которые также в свою очередь владеют "дочками". Сеть довольно разветвленная и включает в том числе и иностранные юрлица. Так, например, акционер ПАО "Группа "Русагро" - Ros Agro PLC.
Выручка "Русагро" за 2022 год составила 240,2 млрд рублей (+8% прирост) при выручке масложирового сегмента - 133,4 млрд рублей.
Одним из крупных акционеров группы называют Вадима Мошковича. Помимо него, в 2021 году на сайте ГК сообщалось, что в результате вторичного размещения ГДР ROS AGRO PLC вторым крупнейшим акционером компании с долей 10,14% (без учета казначейских ценных бумаг) станет Максим Воробьев. Речь идет о брате губернатора Московской области Андрея Воробьева. Об этой сделке The Moscow Post ранее рассказывал.
Непосредственно Мошкович, по данным "Руспрофайл", числится учредителем почти 30 юрлиц, доля в которых оценивается в 114 млрд рублей. Но в этот список не входят некоторые пакеты акций, потому реальный бизнес-портфель олигарха шире.
По официальным сообщениям компании "Русагро", за первый квартал 2023 года у нее на 33% просела выручка масложирового сегмента в результате сокращения объемов продаж всех категорий продукции, а также цен реализации масложировой продукции за исключением майонезов и маргаринов.
С учетом тяги "Русагро" к слиянию и поглощению, с учетом заявления Володина, который может иметь некоторое отношение к группе Мошковича, возникает обоснованно подозрение, что этот "бзз" не спроста.
Если оглядется на рынке масложировой промышленности, то первой на ум приходит группа Эфко, о которой еще в 2015 году издание "Коммерсант" писало как об импортере пальмового масла, контролирующем около 50% российского рынка пальмового масла.
Там же сообщалось, что группу ранее обвиняли в перевозке сырья с нарушением санитарных норм. В 2020 году сайт "Тагилсити" сообщал, что у группы компаний Эфко, которая импортирует пальмовое масло из Индонезии в Россию (Индонезия всегда была главным поставщиком продукта в РФ), начала падать прибыль и, мол, связано это с тем, что крупные производители пищевых продуктов отказались от использования индонезийского пальмового масла.
Дело в том, что летом 2019 года в единые санитарные требования по качеству пальмового масла были внесены поправки, в которых прописали ограничения по допустимой концентрации глицидиловых эфиров. Вступили нормы в силу в 2020 году, ударив финансово по импортерам.
А тут следует вспомнить, что группа Эфко в свое время пыталась сотрудничать с "Солнечными продуктами", а когда те ушли к "Русагро" одна из компаний дивизиона - ООО "Эфко Пищевые ингредиенты" вступила в банкротное дело Саратовского жиркомбината и предъявила ему претензии в размере 1,1 млн долларов. Налицо некий конфликт. Более того, в 2021 году "Русагро" почти из-под носа у Эфко увело на торгах АО "Аткарский маслоэкстракционный завод".
Интересы Валерия Кустова - бенефициара Эфко и Вадима Мошкович, как мы видим, уже не раз пересекались. А не пересекутся ли они еще раз в свете заявлений Володина? Ведь Эфко- это гораздо более лакомый кусок, чем был в свое время холдинг "Солнечные продукты".
О том, что своих амбиций по расширению активов, Мошкович не оставил. The Moscow Post рассказывал в материале о выкупе контрольного пакета в ГК "Нижегородский масложировой комбинат" (НМЖК).
Также не следует забывать, что олигарха связывают с группой чиновников, которая близка к главе Минсельхоза РФ Дмитрию Патрушеву, экс-члену правления "Россельхозбанка", который является главой его Наблюдательного совета. А Эфко, как впрочем и "Русагро", получали кредиты от этого банка как раз таки по соглашению с Минсельхозом. Помимо этого, в 2022 году Эфко брало кредиты не только у "Россельхозбанка", но и у "Сбербанка", ПАО ФК "Открытие", где также доли государства присутствуют. Судя по отчетности, на конец 2022 года задолженность АО Эфко по долгосрочным кредитам превышала 12 млрд рублей.
А схема выкупа чужого долга с последующим приобретением акций актива в счет долга "Русагро" уже обкатана на саратовском поле. Тут еще амбиции Эфко, что, мол, льготное кредитование позволит предприятиям группы увеличить к 2024 году объемы производства и реализации масложировой продукции более чем на 15%.
Эфко: Кустов разложил "яйца" по разным корзинам
Но назвать Эфко жертвой было бы не правильно. Это, скорее еще один крокодил на этом рынке, который сожрет конкурента и не поморщится. С этой точки зрения две эти глыбы экономики друг друга стоят.
Группа Эфко - одно из крупнейших пищевых предприятий России. АО Эфко (АО "Эфирное") основано в 1990-х годах путем преобразования госпредприятия "Алексеевский ордена "Знак Почета" эфиромаслоэкстракционный комбинат" Валерием Кустовым, который владеет в активе существенной долей (через цепочку юрлиц).
Базируется штаб-квартира группы в Белгородской области. Кустова связывают с экс-губернатором Белгородской области, а ныне сенатором от Белгородской области Евгением Савченко. Именно Савченко в своей книге раскрыл о некоем явлении в группе, которое близко к сектанству. Подробнее об этом и странных явлениях при приеме на работу в эту группу The Moscow Post рассказывал в одном из материалов.
На 2022 год в АО было около 2,7 тыс. сотрудников. За 2022 год выручка компании составила 56 млрд рублей (прирост на 3%), прибыль выросла на 313% - до 513 млн рублей. Список аффилированных лиц АО включает более 60 строчек.
На конец декабря 2022 года Валерий Кустов входил в совет директоров, акционером АО числилась международная компания общество с ограниченной ответственностью "Эфко продукты питания", созданное в июле 2022 года. Ему принадлежит 99,96% акций.
Зарегистрирована фирма в русском "офшоре" - Калининграде. Учредителем этой фирмы выступает группа лиц, в том числе сам Кустов (28,4%) и некое свежеиспеченное юрлицо (создано в августе 2022 года) с пропиской в том же Калининграде - МКООО "Эттерна Грин". Там у Кустова уже 42,02%. Но и без офшора не обошлось - фирме с Британских Виргинских островов "Редмонд СКВЕР ЛТД" принадлежит в первом юрлице 3%, во втором - 4,49%. Также среди учредителей "русских офшоров" числятся и топ-менеджеры группы.
Еще до начала СВО группа компаний Эфко распространила в СМИ информацию о переносе штаб-квартиры своего венчурного фонда Fuel For Growth в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Венчурный фонд Fuel For Growth акционеров Эфко известен тем, что инвестирует средства в том числе в альтернативные продукты, включая растительные аналоги мяса и молока. The Moscow Post подробно об этом переезде рассказывало. Но уже после - в июле и августе 2022 года Кустов сотоварищи оформили основные активы в Калининграде как международные компании. Видимо, оценив закручивание гаек и поведение иностранных партнеров, олигарх решил подтсраховаться и не класть все яйца в одну корзину. Впрочем это не мешает компаниям дивизиона пытаться "поиграть" на санкциях.
Так, в марте 2022 года издание "Коммерсант" сообщило, что группа Эфко Валерия Кустова, которая является одним из основных российских производителей соевого шрота, разослала контрагентам новое коммерческое предложение. Из него следует, что в марте цена соевого шрота составит 66,9 тыс. рублей за тонну против около 51 тыс. рублей за тонну за неделю до этого. То есть товар подорожал почти на 30%. Подробно об этой истории The Moscow Post рассказывал ранее.
Понять, почему Кустов перенес активы в Калининград, а не допустим на остров Тортола, вполне можно. Его заводы работают в России, то есть в чемоданчик не погрузишь и в Лондон не увезешь. Да и к тому же "иностранная юрисдикция" показала свое лицо в прошлом году и ярко продемонстрировала, что "думает" о законах. Взять хотя бы арест имущества российских олигархов, которые сейчас бегают по судам, пытаясь доказать, что они то "хороший русский". Да и в России курс взят на деофшоризацию.
А при прописке в Калининграде действуют особые условия хозяйственной деятельности - налоговые преференции. А господдержку Эфко любит. Вспомнить хотя бы дешевые кредиты от "Россельхозбанка". Помимо этого, судя по отчетности, в 2022 году Эфко получило некую господдержку в виде субсидий на 107,307 млн рублей.
Непосредственно Кустов, судя по "Руспрофайл", владеет долями лишь в двух "русских офшорах". При этом стоимость долей на 2022 год оценивалась в 1,3 млрд рублей. Хотя не стоит скидывать со счетов и возможное наличие офшоров (ведь "Редмонд СКВЕР ЛТД" своих бенефициаров не раскрывало), а также фонд, мигрировавший в ОАЭ.
А все-таки не плохой такой куш эта ГК Эфко, есть на что замахнуться.
Столкнутся ли на рынке масложировой промышленности России Эфко и "Русагро", покажет время, но заявление Володина - это сигнал для рынка на его перестройку. А в процессе оной из этого корыта какое-то "дитя" да выплеснут.