"Эффективные менеджеры" убьют авиацию

Источник
В Казани найдены черные ящики разбившегося Boeing-737. 

Следственный комитет России озвучивает первые версии трагедии: климатические условия, техническая неисправность, ошибка пилота и даже теракт. Тем временем несчастные родственники оплакивают своих родных, а с официального сайта авиакомпании "Татарстан", которой принадлежал разбившийся авиалайнер, оперативно исчезает информация о руководителях.

Любопытно, что пресс-портреты высших чинов предприятия пропали еще вчера буквально на глазах — примерно в те минуты, когда было получено официальное подтверждение о высокопоставленных пассажирах рейса — руководителе республиканского ФСБ Александре Антонове и сыне главы Татарстана Иреке Минниханове.

Локальные причины трагедии активно обсуждаются и экспертами.

Как сообщил "Росбалту" член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников, версий действительно может быть несколько. И преждевременно делать ставку на чересчур старый самолет тоже не следует. "При нормальном обслуживании даже не новый самолет может работать вполне успешно, — считает Валерий Шелковников. — Если экипаж действительно делал три захода, как сообщается, то с техникой было все, скорее всего, нормально. Если бы проблема была именно в самолете, то летчик сделал бы все возможное, чтобы сесть с первого раза".

Авиаэксперт пока остерегается давать однозначный комментарий и относительно того, что экипаж на высоте 500 м от земли сообщал о неких технических проблемах и затруднениях с посадкой. "Пилот находился на высоте принятия решения — это технический термин. Возможно, был некий нестабильный заход. Но это не означает невозможность произвести посадку. В авиации есть другое понятие: непосадочная конфигурация. Но это вовсе не говорит о том, что у пилота не было иного выхода. Он и с высоты в полкилометра мог бы уйти на другой круг или даже на другой аэродром. Почему он этого не сделал? Вопрос".

Специалисты в авиационном сообществе говорят также о возможном обледенении и вообще о пагубном влиянии метеоусловий. По мнению Валерия Шелковникова, погодный фактор действительно вполне возможен. "Сначала, судя по метеосводке, видимость была 10 км, потом снизилась до 5 км, но поднялся сильный ветер, — говорит авиаэксперт. — Надо учитывать также температуру и точку росы (термин, используемый в авиации для просчета вероятности обледенения в конкретной метеорологической обстановке — прим. "Росбалта"). Когда точка росы и температура соединяются, происходит туманообразование, пилот попросту мог промахнуться...".

С этим мнением солидарны и другие эксперты. "Условия для обледенения были почти идеальными: температура — плюс 3, точка росы — плюс 3, слабый дождь со снегом… Самолет мог свалиться на крыло и выйти в штопор, — сообщил "Росбалту" источник в аэропорту "Пулково". — Впрочем, что сейчас говорить? Расшифровка черных ящиков должна показать, была ли включена ПОС (противообледенительная система)".

Эксперты по-разному оценивают возможность теракта. На профессиональных форумах приводятся вполне образные примеры: "Мелкие обломки свидетельствуют о высокой вертикальной в момент удара. И не обязательно о взрыве на борту — тогда было бы несколько больших фрагментов (учитывая небольшую высоту). Простая аналогия — попробуйте с размаху кинуть об землю фарфоровую тарелку. Чем сильнее бросите, тем меньше обломки будут”.

Однако, весьма осторожно оценивая достоверность различных версий, эксперты однозначно склоняются к одному: бэушные самолеты, которыми вовсю пользуется Россия и ряд небогатых стран, ни к чему хорошему не приведут. "Нам не нужен секонд-хэнд. Надо внедрять российские самолеты, они очень, очень хорошие, — считает Валерий Шелковников. — Помните, как в 90-е годы все активно скупали старые автомобили Mercedes? Конечно, Mercedes — машина очень хорошая, но кто знает, в каких передрягах побывал старый автомобиль? То же самое и с самолетами. Мы используем американский и европейский сэконд-хэнд, во главе авиакомпаний ставим ассенизаторов или ветеринаров, а потом чему-то удивляемся"...

Примечательно, что насчет ассенизаторов эксперт ненамного ошибся. Например, генеральный директор авиакомпании "Татарстан" Аксан Гиниятуллин, которому принадлежал разбившийся Boeing-737, в свое время закончил Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации, а затем — Фордхэмский университет (Нью-Йорк) по направлению корпоративных финансов и бухгалтерии.

"Вся беда в том, что в руководство ряда компаний пришли люди, далекие от авиации, — говорит Валерий Шелковников. — Попробовали бы в СССР взять в авиакомпанию непрофессионала в качестве руководителя! И в этом наша беда. Во все отрасли пришли вот такие "эффективные менеджеры". Поэтому, я считаю, виноват даже не самолет — летают и старые самолеты, если они качественно обслуживаются, и не пилоты виноваты, которым дают бэушную технику. А те, кто ими управляет".

Шелковников рассказывает, как мэтры российской авиации и самолетостроения еще лет 10 назад предупреждали об опасности появления подобных "эффективных менеджеров" и о том, что нежелание кормить свой авиапром приведет к тому, к чему, собственно, сегодня и привело.

"Если мы сейчас не запустим модернизированные машины в производство, то в 2006 году нас наверняка посадят на прикол, и тогда, гарантирую, придется покупать западные самолеты… Мы сами себя выдавливаем. Чуда не произойдет — сегодня авиационная промышленность, даже если ей дать деньги, мало что может, она слишком запущена… Мероприятия, которые разработали "монополисты"-конструкторы, не востребованы… Затем положение будет еще хуже...", — это фрагмент из интервью генерального конструктора конструкторского бюро "Ильюшин", академика РАН Генриха Новожилова, данного "Независимой газете" …. в 2002 году. Не послушали.

Об этой же проблеме говорят и другие пилоты. Например, заслуженный пилот России, летчик–испытатель 1 класса Вадим Базыкин уверен, что России крайне необходим новый парк самолетов, причем не обязательно импортных, но современных. По его словам, сегодня у нас "либо техника не соответствует аэропортам, либо аэропорты — самолетам: что делать — приходится донашивать то, что имеем".

Эксперты авиации призывают не просто говорить — кричать правду. Потому что всегда есть вещи куда хуже. Тем не менее, по словам специалистов, даже после таких страшных трагедий бояться летать не следует. Эксперты утверждают, что все-таки авиация остается самым безопасным видом транспорта, а то, что произошло — роковой случай. При этом Валерий Шелковников, например, верит в объективность расследования.

"Я верю в людей. В отделе расследований авиапроисшествий МАК работают профессионалы высочайшей квалификации. В их знания и объективность я верю безусловно — это люди старой закалки. Там они еще остались".

Персоны Компании
Обстрел «Нижнекамскнефтехима»: четыре ракеты в промзоне и миномет в лесах ТАИФа
Жители Нижнекамска и спецслужб республики взбудоражены неудавшимся терактом на особо опасном промышленном объекте.
Россия вывела киллера из-под английского правосудия
Из РФ в Румынию экстрадирован профессиональный киллер гражданин Молдавии Виталий Прока.
Еврохим обзавелся новым лоббистом?
Похоже, что холдинг «Еврохим» Андрея Мельниченко стремительно увеличивает число своих лоббистов во власти. 
Аудитора убили, чтобы скрыть «отмыв» миллиардов рублей зампредом правления МДМ-банка?
Очередной коррупционный скандал с участием МДМ-банка разгорелся в Курганской области. Там, возможно, был убит аудитор Александр Паршин, который дал показания о выводе миллиардов через МДМ-банк. Причем, в этом скандале оказался замешан один из негласных претендентов на пост губернатора Курганской области.
Банкир ушел от долгов в кому
Вчера стало известно о том, что в Лондоне был тяжело ранен Герман Горбунцов — бывший владелец нескольких банков в России и Молдавии, который проходил свидетелем по громкому уголовному делу о покушении на главу "Конверс-групп" Александра Антонова
Инвестбанк продали по-партнерски
Бизнесмен Владимир Антонов, в числе активов которого прибалтийские банки и автопроизводитель Saab, вышел из состава акционеров российского Инвестбанка