Эффект нефтебазы

Источник
Три талантливых бизнесмена попытались получить имущество «дочки» «Уралвагонзавода».
Купить нефтебазу и использовать ее по назначению, для развития бизнеса, — это, согласитесь, скучно. А вот купить нефтебазу и не заплатить за нее, перепродать, да еще и написать по этому поводу заявление в полицию в роли жертвы вымогательства — это уже лихо. Вполне в традициях русского бизнеса начала девяностых, которые в провинции и сейчас оказываются весьма востребованными.

В 2009 году ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод», «дочка» государственного машиностроительного холдинга, приобрело нефтебазу в Краснодарском крае. Но проекты, под которые осуществлялась сделка, не пошли, и тогда актив, признанный непрофильным, решено было продать. Покупателя на такой специфический товар найти непросто, поэтому цена была выставлена небольшая — 23 миллиона рублей.

Такое предложение устроило московское ООО «Интер-строй», и в ноябре стороны заключили договор купли-продажи. По его условиям покупатель сразу оплачивал только 500 тысяч рублей, а остальную сумму — ежемесячными траншами по полтора миллиона. Но ни одного платежа так и не поступило. Оформив право собственности, «Интер-строй» прекратил всякие контакты с «УБТ-Уралвагонзаводом».

Сама по себе эта ситуация вовсе не была криминальной. В договоре был пункт, по которому, если покупатель не выполнял условия по оплате, продавец получал право расторгнуть сделку и вернуть себе имущество. Что, собственно, и было сделано.

Купи-продай

Тут-то и выяснилось, что гендиректор «Интер-строя» Людвиг Симонян подошел к вопросу творчески: я не могу купить нефтебазу, зато могу ее продать. Оказывается, в Краснодарском крае нефтебазы разлетаются как горячие пирожки. Да что там, спрос на них предъявляют даже физические лица. Счастливым владельцем емкостей для дизтоплива по 400 кубометров каждая, нескольких пожарных водоемов, трансформаторной подстанции и прочих резервуаров очищенных стоков стал предприниматель Хачатур Мухсихачаян. Можно было бы предположить, что господин Симонян обманул доверчивого господина Мухсихачаяна, сбыв ему имущество с юридически небезупречной историей, — но нет, стороны помимо договора купли-продажи заключили еще и договор переуступки долга, по которому новый покупатель обязался закрыть долги «Интер-строя» перед «УБТ-Уралвагонзаводом».

Правда, и Хачатур Мухсихачаян свои обязательства не выполнил: в счет оплаты долга, составлявшего 22,5 миллиона рублей, он перечислил всего 100 тысяч. А сутки спустя после закрытия сделки, не проведя процедуру государственной регистрации (что вообще было маловероятно в такой ситуации), он сдал нефтебазу в аренду. Видимо, этот человек обладает просто-таки удивительными деловыми качествами. Он буквально за несколько часов нашел предпринимателя, который мечтал поскорее взять в аренду нефтебазу, но при этом заключил договор на крайне невыгодных для себя условиях. Индивидуальный предприниматель Тигран Григорян согласился сразу выплатить задаток в 9 миллионов рублей, но Мухсихачаян принял на себя обязательство вернуть его в двойном размере, если что-то пойдет не так.

И действительно, арендодатель, официальную специфику деятельности которого составляет оптовая торговля непродовольственными товарами, оказался тонким знатоком в сфере управления нефтебазами. По его мнению, имущество не соответствовало характеристикам, заявленным в договоре купли-продажи. Кроме того, зашла речь о какой-то лицензии, без которой невозможно работать.

В общем, Мухсихачаян безропотно вернул Григоряну 18 миллионов рублей, а в суд подал… нет, не на «Интер-строй», у которого он купил нефтебазу, а на легитимного собственника, ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод». Якобы именно эта фирма сбыла «Интер-строю» «неправильные» цистерны, из-за чего уважаемый Мухсихачаян понес убытки в размере 18 миллионов рублей. И тут — блестящее завершение комбинации — он пришел к выводу, что ровно 18 миллионов рублей составляет справедливая стоимость нефтебазы, а раз так, то ее и должен отдать «УБТ-Уралвагонзаводу» в счет своего долга, покрыв тем самым убытки господина Мухсихачаяна и обеспечив государственную регистрацию его права собственности.

Группа лиц

Итак, мы имеем последовательность событий, по которой «УБТ-Уралвагонзавод», если отбросить юридическую эквилибристику, должен был расстаться со своей нефтебазой, получив за нее всего 600 тысяч рублей вместо 23 миллионов.

Более того, Людвиг Симонян спустя полтора года после сделки пришел к выводу, что он стал жертвой вымогательства со стороны представителей «УБТ-Уралвагонзавода», которые якобы незаконно требовали с него четыре миллиона рублей. И надо же, у Симоняна нашелся отзывчивый друг Армен Степанян, который одолжил необходимую сумму, причем миллион наличными, а еще три — квартирами.

Едва ли можно назвать совпадением, что все четыре действующих лица в этой истории — Симонян, Мухсихачаян, Григорян и Степанян — представляют традиционно сильную в Краснодарском крае армянскую диаспору. Речь не столько об этнической принадлежности, сколько об общей стилистике ведения бизнеса. Симонян, к примеру, в 2001 году находился в федеральном розыске, а в 2002 году был осужден за незаконное предпринимательство (бизнес, видимо, был высокодоходный — сейчас Симонян передвигается по Краснодару на роскошном Porsche). Степанян же известен в крае как фигурант ряда историй с юридически нетривиальной сменой собственности на предприятия и недвижимость, благодаря которым, говорят, прекрасно разобрался в тонкостях работы местных судов и правоохранительных органов.

Так или иначе, заявлению его друга Симоняна о вымогательстве полиция тут же дала ход, а Советский районный суд Краснодара удовлетворил иск Мухсихачаяна к ЗАО «УБТ-Уралвагон-завод». Особенно трогательным был момент, когда Мухсихачаян и Григорян предоставили суду нацарапанные от руки расписки, которые якобы удостоверяли наличный расчет на сумму сначала в 9, а потом в 18 миллионов рублей.

Но это, пожалуй, была последняя победа группы талантливых предпринимателей. В действительности ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод» имеет куда более серьезные победы в судах. Сперва был выигран иск у «Интер-строя» по факту неоплаты нефтебазы, но в рамках исполнительного производства приставы обнаружили на счетах компании одни нули. Затем в апелляции было разбито решение Советского районного суда. Судебная коллегия Краснодарского краевого суда решила, что «допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными и должны быть устранены». Наконец, и Арбитражный суд Краснодарского края обязал «Интер-строй» возвратить имущество ЗАО «УБТ-Уралвагонзавод» и прекратил право собственности фирмы Симоняна на нефтебазу.

Договоры по покупке Мухсихачаяном базы и передачи ее в аренду Григоряну ожидаемо были признаны судом ничтожными, ведь к тому моменту сделка между «УБТ-Уралвагонзаводом» и «Интер-строем» уже была расторгнута. Теперь знаменитые расписки можно было бы повесить в рамочку, но, возможно, они еще пригодятся — в качестве материалов уголовного дела.

Руководство «УБТ-Уралвагонзавода», завершив большую часть гражданских процессов и получив таким образом признание своей позиции судами, обратилось и в правоохранительные органы. Как следует из заявления (есть в распоряжении редакции), в действиях группы предпринимателей могут быть выявлены факты мошенничества. Что ж, следствию, если оно будет беспристрастным, проверить эти подозрения будет несложно.